Найти тему
Armenia Today

Уступки Азербайджану на основании каких-то устных договоренностей являются государственным преступлением – эксперт

На Воротанском участке межгосударственной дороги Горис-Капан установлен азербайджанский полицейский пост. Вот уже несколько дней азербайджанцы останавливают грузовики с иранскими номерными знаками, проверяют документы и требуют денег у иранских водителей за проезд. Более того, вчера, 15 сентября, появилась новость о задержании двух иранских водителей – эту информацию позже подтвердили в МВД Азербайджана.

По мнению Армена Манвеляна, старшего научного сотрудника Института археологии Национальной академии наук РА, эксперта по энергетической безопасности, нынешняя ситуация содержит много рисков для безопасности и экономики страны.

«В первую очередь, это посягательство на безопасность и государственность Армении, - сказал в интервью Armenia Today Манвелян. - Для любого думающего человека было ясно, что рано или поздно Азербайджан окажет давление на Армению. Но проблема в первую очередь во властях Армении. Подобные уступки Азербайджану на основании какой-то устной договоренности и фальшивых карт является государственным преступлением. И враг пользуется этой ситуацией».

Что касается возможных экономических проблем, то, по словам специалиста, риски очень велики․ «Мы столкнулись с новыми серьезными опасностями. Как во времена первой Арцахской войны, так и во время 44-дневной войны армяно-иранская граница была единственной открытой границей для Армении, через которую ввозились товары военного назначения. Мы получали боеприпасы через эту границу. То есть иранская граница имеет для нас большое стратегическое значение. Сейчас эта дорога фактически подарена Азербайджану. Не дай бог, если завтра-послезавтра разгорится новый конфликт – а все риски налицо, – они просто закроют эту дорогу. Поэтому мы сталкиваемся с серьезными рисками безопасности с непредсказуемыми последствиями», - сказал наш собеседник.

Что касается экономических рисков, Манвелян указал на несколько проблем. «Во-первых, эту границу ежегодно пересекает не менее 25 тысяч автомобилей. Армения используется как транзитная страна, что обеспечивает достаточно большие финансовые потоки для нашей страны. Сейчас азербайджанцы явно пытаются отрезать Армению от этих финансовых потоков. Я не исключаю, что они могут уговорить иранцев ехать в Грузию через территорию Азербайджана. И в этом случае мы столкнемся с серьезной экономической проблемой. Кроме того, если иранские грузовики останавливают сегодня, то завтра то же самое может произойти с нашими машинами. И в целом, замедление движения грузовиков, ежедневные пробки на этом участке дороги наносят этим странам большие финансовые потери. Иран выбирает армянский путь, потому что он намного короче до грузинских портов. Иран заинтересован в доставке грузов в короткие сроки. Если же движение будет застопорено, они выберут другие дороги, которые проходят через Азербайджан. Цель Азербайджана - нанести ущерб безопасности и экономике», – сказал Манвелян.

Эксперт также указал на энергетические риски, связанные с Воротанским каскадом ГЭС. «Если посмотреть с точки зрения энергетической проблемы, то здесь проходит высоковольтная система между Арменией и Ираном. Прошло 4-5 лет с тех пор, как началось строительство третьей высоковольтной линии электропередачи, которое, к сожалению, идет очень медленно, но тем не менее имеет стратегическое значение для Армении. Под угрозой может оказаться не только Воротанский каскад, но и вся высоковольтная система, потому что противник может предпринять шаги по ее остановке. То есть налицо серьезные энергетические риски, о которых мы не говорим, но их нужно иметь в виду. Проблема касается не только Воротанского каскада, но и всей высоковольтной системы», - подчеркнул эксперт.

Читай больше новостей на нашем сайте

Новости Армении в Telegram

#Армен Манвелян #Воротанский каскад #Воротанский участок #Дорога Горис-Капан #Энергетическая безопасность Армении