Найти тему
Историческое оружиеведение

Воспоминания "тоннельных крыс", лучших солдат армии США во Вьетнаме

Оглавление

Героический образ начавшим свою карьеру во Вьетнаме "зеленым беретам" был создан заботами американского кинематографа. Причем создаваться он начал задолго до того, как Дэвид Моррел в 1972 году опубликовал свой роман "Первая кровь" (в России он был издан под названием "Рэмбо"). Первый фильм, который назывался без затей - "Зеленые береты" - вышел на американские экраны в 1968 году. Режиссером, продюсером и и исполнителем главной роли - полковника Майка Кирби - стал "король вестерна" Джон Уэйн.

Фильм был разгромлен американскими критиками за преподнесение уже тогда непопулярной войны в стиле "ковбои против индейцев", но зрителям понравился: в течение трех месяцев Уэйн "отбил" затраты на его создание. Понравился он и молодежи - герои в зеленых беретах стали для них примером (на канале был перевод воспоминаний ветерана войны во Вьетнаме, где он упоминает об этом фильме (ссылка будет в конце).

Рекламный постер фильма "Зеленые береты".
Рекламный постер фильма "Зеленые береты".

Однако во Вьетнаме были солдаты, о которых в те времена не писали журналисты и не снимали фильмы звезды американского кино. Да и сегодня они не избалованы вниманием, но уже по другой причине - их почти не осталось. Это т.н. "тоннельные крысы" - простые солдаты (чаще всего - саперы), основной задачей которых была "зачистка" тоннелей, прорытых вьетконговцами под землей.

В статье дается перевод воспоминаний такой "тоннельной крысы" - капитана 3-го полевого отряда Королевского саперного полка австралийской армии (австралийцы были направлены во Вьетнам в 1965 году) Александра (Сэнди) МакГрегора (captain Alexander (Sandy) MacGregor). Воспоминания эти касаются операции, проведенной подразделениями армии США в январе 1966 года, в ходе которой был обнаружен тоннельный комплекс, как позже было установлено, протяженностью около 200 км - с несколькими уровнями, жилыми, рабочими и складскими помещениями. В нем располагался штаб Южного командования Вьетконга, и это была всего лишь часть от тоннельной системы общей протяженностью 400 км.

Капитан Александр Сэнди Макгрегор демонстрирует вооружение и снаряжение "тоннельной крысы".
Капитан Александр Сэнди Макгрегор демонстрирует вооружение и снаряжение "тоннельной крысы".

Задачи "тоннельных крыс"

"У нас было три задачи. Первая состояла в том, чтобы как можно более тщательно исследовать тоннели, чтобы выяснить, для чего они используются. Вторая состояла в том, чтобы попытаться нанести на карту систему тоннелей, чтобы мы могли определить ее протяженность и, если потребуется, помочь солдатам, которые могли попасть в ловушку. В-третьих, как только мы обнаружили, что это за ценность, туннели, нам предписывалось извлечь из них все, что там находилось - оружие, оборудование, документы - все это было очень важным для мальчиков из разведки".

Справка: тоннельная система Ку Чи
Самая большая из известных тоннельных систем, расположенная на площади 300 кв. км. прямо у границ Сайгона (сегодня Ку Чи - городской округ столицы Вьетнама Хошимина). Первый комплекс длиной около 47 км был прорыт еще в 1947 году, во времена т.н. Первой индокитайской войны (1946 - 1954), неудачной попытки французов сохранить свои колонии. К концу 1963 года комплекс состоял из 400 км магистральных туннелей, траншей, соединительных туннелей и бункеров. Сегодня - популярный туристический маршрут.
Макет тоннельной систему Ку Чи.
Макет тоннельной систему Ку Чи.

В тоннеле

"После того, как мы пустили в обнаруженные тоннели дым, потом слезоточивый газ, а потом свежий воздух, я послал парней парами вниз. Вход был настолько узким, что трудно было представить, что он вообще предназначен для людей. Сначала ход был прямым, потом он изогнулся как U-образный изгиб под раковиной. Потом тоннель снова повернул, чтобы пройти под поверхностью, и стал немного шире, но все еще был слишком узок для того, чтобы можно было развернуться. Вооруженный только штыком, чтобы искать мины-ловушки, и пистолетом, чтобы защитить себя, ты чувствовал только ужас. После того, как мы преодолели узкий вход и U-образный изгиб, нам пришлось ползти по узким проходам, растирая плечи об стенки тоннеля, на четвереньках, не имея возможности развернуться, если вдруг попадешь в беду. Часто попадались большие "комнаты", участки тоннеля, которые были достаточно большими, чтобы присесть или встать на колени, но, отправляясь в путь, мы об этом не знали. Чем дальше шли люди, тем сложнее оказывалась система тоннелей. Были провалы, повороты и снова повороты, углы, за которыми нас могла ждать вся армия Северного Вьетнама. Парни закапывались все глубже и глубже, пока не обнаружили скрытую опасность в операции: некоторые из них начали терять сознание в туннелях из-за нехватки воздуха. Развернуться по-прежнему было негде, но нам удалось вытащить всех - после того, как в тоннели закачали еще свежего воздуха".

Сержант Рональд Х. Пейн в тоннеле. Фото 1967 года.
Сержант Рональд Х. Пейн в тоннеле. Фото 1967 года.

Потери

"Те длительные периоды, проведенные под землей, часто в полной темноте, где временами единственным "светом" был светящийся циферблат часов, были моими самыми яркими воспоминаниями о Вьетнаме ... Уровень потерь наших военнослужащих был особенно высоким во время этой операции: из 35 человек до ее конца дожили только 12".

Вместо заключения

Об оружии "тоннельных крыс" будет рассказано во второй статье цикла.

Воспоминания американца о войне можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!