Героический образ начавшим свою карьеру во Вьетнаме "зеленым беретам" был создан заботами американского кинематографа. Причем создаваться он начал задолго до того, как Дэвид Моррел в 1972 году опубликовал свой роман "Первая кровь" (в России он был издан под названием "Рэмбо"). Первый фильм, который назывался без затей - "Зеленые береты" - вышел на американские экраны в 1968 году. Режиссером, продюсером и и исполнителем главной роли - полковника Майка Кирби - стал "король вестерна" Джон Уэйн.
Фильм был разгромлен американскими критиками за преподнесение уже тогда непопулярной войны в стиле "ковбои против индейцев", но зрителям понравился: в течение трех месяцев Уэйн "отбил" затраты на его создание. Понравился он и молодежи - герои в зеленых беретах стали для них примером (на канале был перевод воспоминаний ветерана войны во Вьетнаме, где он упоминает об этом фильме (ссылка будет в конце).
Однако во Вьетнаме были солдаты, о которых в те времена не писали журналисты и не снимали фильмы звезды американского кино. Да и сегодня они не избалованы вниманием, но уже по другой причине - их почти не осталось. Это т.н. "тоннельные крысы" - простые солдаты (чаще всего - саперы), основной задачей которых была "зачистка" тоннелей, прорытых вьетконговцами под землей.
В статье дается перевод воспоминаний такой "тоннельной крысы" - капитана 3-го полевого отряда Королевского саперного полка австралийской армии (австралийцы были направлены во Вьетнам в 1965 году) Александра (Сэнди) МакГрегора (captain Alexander (Sandy) MacGregor). Воспоминания эти касаются операции, проведенной подразделениями армии США в январе 1966 года, в ходе которой был обнаружен тоннельный комплекс, как позже было установлено, протяженностью около 200 км - с несколькими уровнями, жилыми, рабочими и складскими помещениями. В нем располагался штаб Южного командования Вьетконга, и это была всего лишь часть от тоннельной системы общей протяженностью 400 км.
Задачи "тоннельных крыс"
"У нас было три задачи. Первая состояла в том, чтобы как можно более тщательно исследовать тоннели, чтобы выяснить, для чего они используются. Вторая состояла в том, чтобы попытаться нанести на карту систему тоннелей, чтобы мы могли определить ее протяженность и, если потребуется, помочь солдатам, которые могли попасть в ловушку. В-третьих, как только мы обнаружили, что это за ценность, туннели, нам предписывалось извлечь из них все, что там находилось - оружие, оборудование, документы - все это было очень важным для мальчиков из разведки".
Справка: тоннельная система Ку Чи
Самая большая из известных тоннельных систем, расположенная на площади 300 кв. км. прямо у границ Сайгона (сегодня Ку Чи - городской округ столицы Вьетнама Хошимина). Первый комплекс длиной около 47 км был прорыт еще в 1947 году, во времена т.н. Первой индокитайской войны (1946 - 1954), неудачной попытки французов сохранить свои колонии. К концу 1963 года комплекс состоял из 400 км магистральных туннелей, траншей, соединительных туннелей и бункеров. Сегодня - популярный туристический маршрут.
В тоннеле
"После того, как мы пустили в обнаруженные тоннели дым, потом слезоточивый газ, а потом свежий воздух, я послал парней парами вниз. Вход был настолько узким, что трудно было представить, что он вообще предназначен для людей. Сначала ход был прямым, потом он изогнулся как U-образный изгиб под раковиной. Потом тоннель снова повернул, чтобы пройти под поверхностью, и стал немного шире, но все еще был слишком узок для того, чтобы можно было развернуться. Вооруженный только штыком, чтобы искать мины-ловушки, и пистолетом, чтобы защитить себя, ты чувствовал только ужас. После того, как мы преодолели узкий вход и U-образный изгиб, нам пришлось ползти по узким проходам, растирая плечи об стенки тоннеля, на четвереньках, не имея возможности развернуться, если вдруг попадешь в беду. Часто попадались большие "комнаты", участки тоннеля, которые были достаточно большими, чтобы присесть или встать на колени, но, отправляясь в путь, мы об этом не знали. Чем дальше шли люди, тем сложнее оказывалась система тоннелей. Были провалы, повороты и снова повороты, углы, за которыми нас могла ждать вся армия Северного Вьетнама. Парни закапывались все глубже и глубже, пока не обнаружили скрытую опасность в операции: некоторые из них начали терять сознание в туннелях из-за нехватки воздуха. Развернуться по-прежнему было негде, но нам удалось вытащить всех - после того, как в тоннели закачали еще свежего воздуха".
Потери
"Те длительные периоды, проведенные под землей, часто в полной темноте, где временами единственным "светом" был светящийся циферблат часов, были моими самыми яркими воспоминаниями о Вьетнаме ... Уровень потерь наших военнослужащих был особенно высоким во время этой операции: из 35 человек до ее конца дожили только 12".
Вместо заключения
Об оружии "тоннельных крыс" будет рассказано во второй статье цикла.
Воспоминания американца о войне можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!