автор: Н.И. Иванина /заслуженный икусствовед Казахстана/
Нурлан Абишев – молодой, но уже достаточно известный в стране художник. Он - лауреат международного конкурса «Шабыт», лауреат казахстанского кинофестиваля «Звезды Шакена», российского кинофестиваля «КиноШок», удостоен Гран-При за лучшее художественное решение фильма также на российском «КиноШоке». Абишев получил лучшее в стране художественное образование, окончив Алматинское художественное училище и Академию искусств им А.Жургенева по классу графики. И, тем не менее, основные награды получил в кинематографе. Но это отнюдь не случайно - особое видение пространства, воспитываемое в художнике графическим искусством, в чем-то сродни иллюзорности и вместе реальности пространства кинематографического, также как и самоограничение в выборе средств, метафоричность языка, когда за немногим скрывается многое. Призвание художника-графика помогало Н.Абишеву выразительно строить кинокадр, но и кино по-особому «настроило» глаз художника: ему стали интересны необычные в изобразительном искусстве смелые ракурсы, некая незавершенность отдельной изобразительной фразы (в кино возможно ее продолжение в следующем кадре), смешение планов, работающие на общую выразительность листа.
Сюжетика графических произведений художника достаточно обычна для сегодняшнего дня – к ней обращаются многие, если не все. Это история и культура казахов – такого мы видим сегодня много. Но… показанная в листах с ничем неограниченным пространством степная жизнь представлена как космогонический акт, где все происходящее соотносимо с сакральным действом. Недаром герои, битвы, игры перемежаются с рисунками, олицетворяющими стихии, небесные явления: «Утренняя звезда», «Огонь», «Моя звезда», «Близнецы», - вкрапления тенгрианского сознания придают всеохватность проявленному из небытия событию. Здесь нет места житейским подробностям – рисунки принципиально не иллюстративны. Они построены как некие самозарождающиеся и саморегулирующиеся организмы. Из энергетического сгустка - центра композиции линии, то длинные и пластичные, то короткие и острые, распространяются по плоскости, выявляя, а, скорее, отделяя, объем от пространства, акцентируя некоторые выразительные особенности формы. Внутри форма может быть обогащена орнаментом или простой штриховкой, может быть сохранена первозданная белизна бумаги – все зависит от общего «узора» листа, противоборства или сотрудничества черного и белого. Изредка автор вводит цвет, чтобы зафиксировать наше внимание на важных для художника деталях. Часто именно детали придают этническую «привязку» рисункам, которые без них можно было бы адресовать многим временам и многим народам, ибо идеи, высказанные в них: отвага и доблесть, сила и красота, представление о единстве мира природного и человеческого присущи многим степным культурам.
Рисунки Абишева заряжены такой силой энергии, что она выплескивается за пределы собственно изображения, да и листа в целом. Даже если персонажи внешне недвижны, они отнюдь не статичны. «Безмолвие», «Легенда», «Музыканты», «Девушка воин» - их внутренняя сила так велика, что буквально физически чувствуешь ее присутствие, ощущаешь на себе ее воздействие. Такой поразительный эффект возможно объяснить тем, что в работах Абишева стихийное "Эмоциональное начало" зачастую берет верх над рационалистичностью восприятия.
Наиболее полно оно воплощается в образах всадников – символов степной жизни: «Кыз куу», «Кокпар», многочисленные «Воины», «Поединки», «Битвы». Когда в сюжете участвует несколько героев, они сплетаются в тесные клубки, из которых вырываются запрокинутые головы, руки, гривы, хвосты лошадей.
И тогда пространство становится динамичным, воздух наполняется стуком копыт, боевыми кликами, а люди наконец-то живут абсолютной жизнью, полной опасностей и лихости, возможности показать свое удальство. И кони здесь становятся равноправными героями действа, ибо они - персонификация неукротимого духа степняка.
Достойное место среди графических листов Абишева занимают изображения всадников. Они показаны в бешеной скачке с оружием наперевес, охваченные стремлением как можно скорее врезаться в яростную схватку («Воин 3»); сжимающими в последнем исступлении уходящей жизни в руках нагайку («Воин 4»); странствующими по степи, либо чинно и не торопясь, углубившись в себя («Воин»). Именно в этих рисунках с наибольшей полнотой воплотилось мастерство рисовальщика. При чем это не конструктивное, но пластическое рисование, которое предполагает выразительность образа, когда линия не столько выявляет качественные характеристики формы или ее сочленений, сколько работает на образ, проявляет особенности характера персонажа, выражающиеся в экспрессии движения, жеста, выражения лица. Листы лаконичны, немногословны, но так выразительны, что сразу наступает момент распознавания – замысел автора становится очевидным даже неподготовленному человеку.
Построены они так, что после впечатления, полученного при первом взгляде, хочется проникнуть вглубь изображения, напитаться скрытыми в нем смыслами. И тогда на помощь приходит линия, стремительно обрисовывающая стройные конские ноги, их выгнутые шеи, изогнутые человеческие торсы, напряженные лица; линия, затейливо круглящаяся, переплетающаяся в изображении мелких деталей, подробностей костюма, оружия.
Именно линия, создающая такое соотношение предмета и пространства, которое рождает ощущение бесконечности и вечности, является основным выразительным средством, становится путеводной нитью зрителя, помогающей «прочесть» легенды, рассказанные Нурланом Абишевым."
2010 год.
опубликовано
Шолпан Исмухамедовой 2021 г. - @sholpan_ism
Вы можете приобрести работы автора, написав нам
на Ватсап: +7 777 803 26 78 /Шолпан/
или на Ватсап +7 777 2 478 478 /Нурлан/
Наши социальные сети:
- Facebook аккаунт
Другие публикации канала о художнике Нурлане Абишеве:
#художникнурланабишев
#графика
#иллюстрации