Когда бабушка решила забрать Борика пойти учиться в первый класс в Москве, она обежала все школы в округе. Лучшей оказалась знаменитая, гордо носящая имя Н. В. Гоголя школа в Сивцевом вражке рядом с Арбатом. Но директриса ей сказала, что все первые классы уже набраны и посоветовала обратиться к ним, когда дети перейдут в среднюю школу.
Начало цикла рассказов "Кулёк" тут.
Предыдущая часть здесь.
Борик пошел учиться в школу в Кропоткинском переулке. Она тоже была не плоха, но у нее «отжали» практически всю пришкольную территорию под строительство элитных домов. Поэтому возле школы остался лишь маленький дворик. Не было даже стадиона и спортивного зала.
Поначалу детей попытались водить на занятия плаванием в бассейн «Чайка», который был поблизости. Но вскоре от этой идеи отказались. За 45 минут невозможно было привести класс, дать переодеться, позаниматься, а потом всех высушить и довести назад в школу.
Нас с мамой, конечно, огорчало, что у детей нет занятий физкультурой. Старались компенсировать спортивными секциями. Так мы оказались записанными в секцию плавания при дворце детского творчества на Миуссах. Борик за три года собрал там всевозможные грамоты и заявил: «Надоело!»
- А чем бы ты хотел заниматься дальше? – спросила я, - Ты мальчик, тебе нужны занятия спортом. Хочешь на карате, таэквондо или еще что-нибудь? Я поищу.
Через какое-то время Борян все же остановился на водном поло, и я нашла ему спортивную секцию во Дворце водного спорта в Филях. Он там с удовольствием позанимался два года, потом сменился тренер и сын снова пошел в отказ. Чем-то он пацану не понравился.
В «началке» сын учился замечательно. На пятерки, четверки редко проскакивали. Обожал свою учительницу Ольгу Владимировну. Она собиралась продолжить вести класс в средней школе, но, что-то не сложилось. Бабушка сходила в Гоголевскую школу и нас туда приняли.
Школа действительно была хороша. Со старыми традициями и устоями. Со спортивным залом и уроками физкультуры. Учителя были замечательными. И поначалу все шло хорошо.
Особенно Боряна радовало отсутствие школьной формы. Уж больно ему не по нраву были брюки и зеленый пиджак с рубашкой. Полной вольности тоже не было. Требовался так называемый «офисный стиль». Но, мальчишкам допускались вместо брюк черные джинсы, а вместо пиджака неброский джемпер или свитер.
Через год или полтора пришло скорбное известие – скончалась директриса школы. Милая, образованная пожилая женщина со старой закалкой. Назначили новую. Признаюсь честно, перемены стали ощутимы не сразу. Но какие!!!
Все это, к сожалению, совпало с ухудшающимся самочувствием бабы Фипы, которую приходилось укладывать в больницы.
Борик резко съехал по оценкам. Больше стало замечаний по поведению. Мы вступили в клятый подростковый возраст.
- Мам, - так почти стал начинаться мой диалог с сыном по вечерам, - Тебя «историчка» в школу вызывает!
- Что хочет? – переспрашивала я.
- Не знаю! – отмахивался от меня сын.
От учителя истории были замечания в дневнике почти на каждом ее уроке.
- Что происходит? – приставала я к нарушителю классной дисциплины, - Почему она пишет почти каждый раз тебе замечания?
- Да она всем пишет! – отвечал мой отпрыск.
Я действительно в тот период еле нашла время, чтобы прийти и побеседовать с «историчкой». Но, я все же его выкроила и пришла. Из класса в коридор выпорхнула маленькая «серая мышка». В джинсиках и сером вязаном свитере, с жиденьким хвостиком волос грязно-пепельного оттенка и блеклым лицом. По виду только-только после института.
- Ваш Боря постоянно срывает мои уроки! – залепетала она.
Мне ничего не оставалось, кроме как кивать головой. Я еще по своему школьному опыту прекрасно понимала, что спорить с учителями бесполезно. Проще соглашаться. Иначе можно конфликт разрастить до настоящей войны. А в ней первым павшим бойцом, как правило, все равно будет ученик.
Она долго мне что-то внушала про необходимость на него повлиять дома. Я соглашалась. Пока шла домой, все думала: «Почему это мой, не такой уж проблемный ребенок, вдруг внезапно стал злостным хулиганом, причем на уроках по одному предмету?». Дома я устроила сыну допрос с пристрастием.
- Ну, что, голубь мира? – сказала я ему, присаживаясь к столу, за которым он делал уроки, - Рассказывай подробно, как у вас начинается урок истории?
- Нуууу… - начал тянуть сын, - Сначала на перемене мы бесимся.
- Понятно. Дальше звенит звонок и что происходит?
- Она заходит в класс, мы встаем…. Потом садимся…
- И начинаете сразу беситься на уроке? – я продолжила вести свое расследование.
- Ну, не сразу… А может быть и сразу. Она раскрывает свою толстую тетрадку и начинает нам читать. А потом мы начинаем шептаться или записочками кидаться и хохотать.
И тут до меня дошло! Учитель берет свою институтскую тетрадь с конспектами и таким способом ведет урок? И это у одиннадцатилетних детей? В моем студенчестве, если попадался преподаватель-формалист, к нему относились соответственно. Просто, будучи взрослыми, не позволяли себе откровенного хулиганства или хамства. Просто тихо сидели и каждый занимался своим делом.
С детьми такое не прокатывает! У меня была в школе «историчка», которая ни разу на уроке не заглянула в книгу или учебник. Она так интересно рассказывала, что мы сидели, открыв рты, до самого звонка.
- Боря, а вот скажи мне, - продолжила я, - Вы на уроках немецкого так же себя ведете?
Немецкий язык был вторым факультативным языком, который вела строгая немолодая завуч.
- Ты что??? – глаза у сына округлились, - Там нельзя!
Я поняла, что рано еще объяснять ребенку нюансы преподавания, тем более, это ничего ему не даст, кроме утверждения в правильности своего поведения. А это было ни к чему.
- Сын, я прошу тебя, - сказала я примирительно, - Давай договоримся. На уроках истории ты не хихикаешь и не переговариваешься. Хочешь, читай книжку или рисуй потихоньку. Но, умоляю, никакого баловства. И рот, чтобы на замке!
- Хорошо! – выдохнул мой «хулиганский хулиган».
…
Продолжение тут. Ваши лайки и комментарии помогают каналу развиваться.
Навигатор по каналу «КУЛЁК» ссылки тут.
Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал. До встречи!
Кого интересует, с чего все началось, читайте мои рассказы из цикла "Записки театрального ребенка" тут.
Для более серьезного и несерьезного чтива цикл рассказов "Обезьянообразные" тут.