Приветствую Вас, дорогие читатели, на канале "Кошка с книжкой". Быть писателем - это великий труд, который в начале карьеры очень плохо оплачивается. Мир знает множество примеров, когда великие писатели параллельно работали практически во всех сферах деятельности. В этой статье расскажу о писателях и поэтах, который украсили рекламный рынок, а их шедевры пользуются популярностью и в наши дни.
Владимир Маяковский
Владимир Маяковский был великолепным креативщиком. Его стихи созданы чтобы врезаться в память, как КАМАЗ, идущий на полной скорости. Как и почему Владимира занесло в рекламу?
Это прекрасная история. Однажды Владимир проходил мимо, никого не трогая, и никому не мешая, РОСТА (российское телеграфное агентство) увидел плакат в человеческий рост и понял что может сделать лучше. Должна сказать, что в нашей стране время НЭПа было как раз таким, ты предлагаешь "лучше" и тебя берут, без опыта, собеседований и прочего, главное, чтобы глаза горели.
Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свёл меня с М. М. Черемных — одним из лучших работников этого дела. Второе (совместное с Черемных) окно мы делали вместе. Дальше пришёл Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие…
Впрочем, это была еще не реклама. Маяковский писал сатирические стихи и агитки с фронта.
Все изменил 1923 год, когда Маяковский свел знакомство с художником Александром Родченко. Это был творческий дуэт, который начал делать рекламу для Моссельпрома, ГУМа, Резинотреста, Госиздата, Ленгиза и других компаний.
Их стиль был узнаваемым. Маяковский писал веселые и запоминающиеся слоганы, а Родченко рисовал к ним иллюстрацию в незабываемом стиле. Эти плакаты ни с чем не перепутать. Всего, эта супер-команда создала более 50 разных плакатов, а также упаковок и вывесок. Брали от 3 до 200 рублей за работу. Не мало, но и не так много, как такой креатив стоил бы сейчас.
Харуки Мураками
Пример Мураками один из самых удачных в плане симбиоза писателя и рекламы. Харуки наняли производители одежды, для которых он писал рекламные тексты. Точнее не так, его наняли производители одежды для того, чтобы он писал. Это были не обычные рекламные тексты, где рассказывается о компании и предлагают что-то купить. В них не было даже описания одежды, они не касались моды, судите сами по названиям: "Устрицы в лобби отеля", "Снова пончики". Это были авангардная беллетристика в неподражаемом стиле Мураками и в нижнем левом углу такого текста просто стоял логотип J. Press. Удивительно, но это сработало, марка J. Press стала очень популярна в Японии, а Мураками, за счет публикации его рассказов в ТОПовых изданиях прославился как мастер короткой прозы.
Что интересно, даже после того как писатель стал знаменит, и вышел его роман "Норвежский лес", Харуки Мураками продолжил работать в рекламе, правда на этот раз с другой компанией.
Салман Рушди
Магический реалист Салман Рушди, лауреат букеровской премии и ... почетный рекламщик, который проработал в рекламе более 10 лет. Правда отношения с рекламным рынком у Рушди складывались не просто. Он пришел в небольшое рекламное агентство, чтобы найти подработку, пока заканчивает свой роман "Книга Пера". Веря в успех книги он уволился через полгода, но издатели книгу не приняли и Рушди снова вернулся в рекламу. Мечту есть не будешь. На этот раз он попал в знаменитое рекламное агентство Ogilvy & Mathe, где остался на долгие 7 лет. Как вспоминал сам писатель, он был не одинок. Многие сотрудники прятали свои наработки в стол, когда ожидали прибытия начальства из Америки. На счету Салмана такие креативные идеи, как: слово "Irresistibubble" (игра слов "неповторимый и пузырьки") для шоколада Aero, которое до сих пор остается слоганом бренда.
"Взгляните в завтрашнее Зеркало — вам понравится увиденное" для газеты Daily Mirror и многие другие. В 2008 году, когда Салман Рушди был уже знаменитым писателем, он удостоился награды за заслуги в рекламном бизнесе. Несмотря на то, что Салман был успешен в профессии, он нашел в себе силы уволиться и дописать свой роман "Дети полуночи", который сделал его знаменитым. Сам Рушди вспоминал об опыте в рекламе с большой теплотой:
Сейчас я так и пишу. Как на работе. Сажусь с утра и просто делаю это, не пропуская дедлайны. Мне кажется, что большей части профессионального мастерства сочинительства я научился именно за эти годы в рекламе. И я благодарен им за это.
Салман Рушди
Эрнест Хемингуэй
Хемингуэй не только создавал рекламные слоганы и тексты, но и сам снимался в придуманной им рекламе. Наибольшую известность получила его рекламное сотрудничество с компанией Ballantine Ale. Хемингуэй придумал целую историю, как пьет этот напиток после трудной охоты на крупную рыбу (Привет, "Старик и море".)
Ты устал во всех отношениях. Рыба отбита, нетронута акулами, и у тебя в руке бутылка прохладного Ballantine, и ты пьешь его — прохладное, легкое и плотное, так, что вкус еще долго остается во рту после того, как сделаешь глоток.
Эрнест Хемингуэй. Информация с сайта gbs.com.ua
А как вы думаете, стоит ли писателю работать в рекламе или это губит его талант? Давайте обсудим.
#писатели #интересные факты #литература #знаменитые писатели