Ученик Аристотеля, харизматичный лидер, он завоевал восточные народы, покорил Персидскую армию, содействовал распространению греческой культуры в глубину Азии, основал десятки городов и первое огромное государство с единой греческой культурой, создал эллинистический мир, именно ему поклонялись как богу.
Александр родился в 356 году до н.э. в Пелле – новой столице Македонии. Он был старшим сыном Филиппа II и дочери эпирского царя – Олимпиады. Динамичная мать воспитала в нём стремление стать особым лидером, великим царём, поскольку Александр являлся единственным официальным наследником македонского трона, и заставила его поверить в то, что он является сыном Зевса, о чём объявили в начале военной компании во время пребывания в Египте для принесения жертв Зевсу Аммону. Александр не разочаровал свою мать.
В возрасте 20 лет он завершил великое, начатое его отцом Филиппом II, дело объединения всех греков для борьбы с Персидской империей, представлявшей постоянную угрозу для греческих территорий ещё с греко-персидских войн в начале V века до н.э.
Александр принял бразды правления сразу же после того, как Филипп II был убит на свадьбе у своей дочери, проходившей в театре в старой столице Македонии – Эгах.
Всего за 13 лет он смог организовать огромнее государство, не только завоёвывая территории, но внедряя достижения греческой науки и искусства, а также ассимилируя и интегрируя элементы восточной культуры в греческий образ жизни.
По мере продвижения в глубь Азии Александр основывал города и налаживал тесные связи с покорённым населением, поощряя официальные браки своих воинов с женщинами местной аристократии. Он сам, не колеблясь, женился на дочери своего врага – бактрийской княжне Роксане, и именно их сын стал наследником трона, хотя у Александра было ещё два брака с представительницами местной знати.
В военной кампании, длившейся с мая 334 года до н.э. (момента вторжения в Азию) по июнь 323 года до н.э. (смерти Александра в Вавилоне), в результате великих битв при Гавгамелах (331 год до н.э.), Иссе (333 год до н.э.) и на Гранике (334 год до н.э.) македонцы парализовали центры обширной Персидской империи, покорив все западные сатрапии Малой Азии, Финикии, Сирии, Палестины, Месопотамии, Египта и Мидии. Армия Александра с немыслимой скоростью пересекала высокие горы и бурные реки, преодолевая сопротивление вражеских войск и опытных в военном деле кочевников.
Систематически составляемые полководцем планы местностей незнакомых земель и ежедневные записи в его знаменитых «дневниках» положили начало развитию картографии и других наук.
В городах и крепостях, основанных на завоеванных землях, он оставлял гарнизоны, которые создавали условия для процветания эллинистической культуры на Востоке.
Благодаря Александру Великому весь мир стал другим. Огромные богатства поступали с Востока. Содержимое персидских сокровищниц и огромные ресурсы Вавилона перешли в его распоряжение. Будучи достаточно прозорливым, он восстановил святилища и храмы, разрушенные Ксерксом, и без колебаний назначал персидских аристократов управлять ими. Греческая культура стала ключевым компонентом эллинистической ойкумены, всего цивилизованного мира. Распространённый вплоть до удалённых уголков Востока греческий язык был языком дипломатии и использовался интеллектуалами Римской империи. Восток, разговаривавший по-гречески, создал в IV веке до н.э. Византийскую империю, являвшуюся ничем иным, как продолжением жизни восточной части Римской империи в Восточном Средиземноморье на протяжении более 11 веков.
Александр известен как первый правитель, который систематически работал над имиджем и обожествил себя ещё при жизни.
Он выбрал трёх художников и только им позволил создать его изображение: Лисиппу – портрет в бронзе, Апеллесу – в живописи и Пирготелесу – в мелкой пластике. По свидетельству Плутарха, Александр считал, что только Лисипп мог правильно передать блеск его глаз, взгляд, устремлённый чуть выше смотрящего, в небо, и особенный наклон головы – черты, передающие надменность и гордыню человека, считавшего себя равным богам, а также страсть к безрассудным подвигам.
Великий правитель стал первым мужчиной в классической древности, которого запечатлели без бороды, приняв за эталон красоты молодых богов. Это явилось весьма смелой новацией, так как бритое лицо считалось показателем женственности и трусости.
Но в случае с Александром лицо без бороды демонстрировало естественную красоту, силу и молодость, а форма причёски, напоминавшая гриву льва, связывалась с мужской доблестью. Ссылки на эти характеристики Александра, сохранившиеся в древнегреческих источниках, восходят скорее к портретам, которые он создал сам, чем к прямым описаниям его реальных черт. Похоже, уже на ранней стадии сознательно приукрашенные художественные изображения вытеснили память о настоящем лице правителя.
Атрибуты, характерные для типа Александра Великого, воплощавшие идею вечной юности, красоты, силы, решимости, появлялись довольно часто в позднеклассический, эллинистический и римский периоды на изображениях богов, правителей и героев.
Александр Великий создал свою собственную легенду, но распространившийся миф пережил его и сохранился, поскольку многие до сих пор воспринимают его как идеального правителя всех времён. Фигура Александра в том виде, как она была создана в конце IV века до н.э., – одно из наиболее интересных изобретений античного искусства.