Как мотив лейбористской партии Тони Блэра деполитизация в то же
время разыгрывается тремя риторическими мелодиями, первая и наиболее очевидная из которых - это повторяющееся требование Блэра использовать политику «одной нации». Как и в идее бесклассового общества
Мэйджора, Блэр акцентирует внимание на том, что нация есть сообщество, которое идеально представлено семьей, что есть решительный отказ
партии как политическому представителю - представителю, к слову, защищающему интересы одних слоев общества более, чем других. Лейбористы, говорит Блэр, представляют всех британцев, независимо от нации,
класса и политических связей»60; вместо «корпоративных» и «закрепленных» интересов, которые в дискурсе «новых лейбористов» считаются пережитками старомодной политики тори (но неявно и лейбористской).
У этого непредставительства (представлять всех - это то же, что не
представлять никого) есть, как можно было предсказать, выравнивающий
и нейтрализующий риторический эффект лидерства, особенно в смысле
ясности полемики. Современный политический дискурс характеризуется
постоянным метанием между двумя идеологическими позициями, ни одна
из которых не может похвастаться отчетливым чувством убежденности.
В версии Тони Блэра эти две идеологические позиции дополнены двумя
соответствующими философскими обоснованиями природы политической
веры - предсказуемыми попытками сбросить как бремя беспринципного
соглашательства, так и закоснелого догматизма (скажем, коммунизма).
Так, в своей речи на конференции 1994 года Блэр использовал такие
ключевые слова как «партнерство», «ответственность» и «солидарность»,
с целью заявить о наборе проблем (и их предполагаемых решений) в одновременно индивидуалистических и инклюзивистских" выражениях заботясь об особом акценте на долге и обязанностях и высшей, и низшей
социальной страты. Этот политический эклектизм, это метание между индивидуальной и коллективной ответственностью, между силами рынка
и государственным вмешательством, куда ближе, чем две главные
партии, подошло к чествованию часто предвещавшегося затуманивания четкого различия между политикой левых и правых. Ключевые слова в речи Блэра вызывают очевидное ощущение принудительного консенсуса - особенно понятие «сообщество». Согласно
Ханне Арендт, социализация политической сферы в современности
подразумевает строгое отнесение подобных концептов в дискурс
скорее социальности, чем политики; и вот они - представлены в социализированном политическом театре Блэра не как полноправные
звезды, но как дублеры на формальные роли, взятые на вооружение,
например языком свободного рынка или эмансипации, социализма
и прав рабочих, капитализма и прав индивидуума, концепта государства благосостояния, республиканства, милитаризма, языком самой политики. Результат, согласно модели Ханны Арендт в Состоянии человека, - деградация драматического благородного спектакля
политической жизни в студенческую буфетную пьеску.
Как мотив лейбористской партии Тони Блэра деполитизация в то же время разыгрывается тремя риторическими мелодиями
17 сентября 202117 сен 2021
1
2 мин