Найти тему
Божественные комедии

История и миф в сериале. Из биографии мудреца Агастьи...

Добрый день, дорогие мои читатели! Прошу прощенья за отсутствие. Последнее время повадилась я плести бисер не под индийские сериалы, а под исторические лекции. Повышаю квалификацию :) Итак, как и было обещано: Агастья и Лопамудра.

Пара сия невероятно примечательна. В Индии оба они числятся историческими личностями и авторами ряда гимнов "Ригведы". И биография у них весьма интересная и поучительная, с какой стороны ни глянь, хоть с мифологической, хоть с предполагаемой исторической. Даже не поручусь, что управлюсь за одну статью.

Начнем с Агастьи. Итак, что о нем повествуют словари? Ну хотя бы Вики, ввиду ее зашкаливающей популярности в последнее время и все чаще замечаемой мною склонности народа полагать ее святым и непогрешимым источником знаний?

АГАСТЬЯ — один из семи мудрецов, которым боги ниспослали Веды, упоминается в «Ригведе», как создатель ряда гимнов. Родился в кувшине от противоположных друг другу по характеру богов Митры и Варуны, увидевших апсару Урваши; Агастья известен тем, что силой своей аскезы «из лучших частей всех живых существ» сотворил себе жену Лопамудру; горный хребет Виндхья, вознёсшийся до небес и мешавший даже солнцу, склонился перед ним, чтобы дать возможность пройти на юг и так и остался до сих пор склонённым и др. На юге Индии образ Агастьи приобрёл черты культурного героя. Он принёс туда тамильский язык и его грамматику, полученные им от Шивы, и покровительствовал поэтической академии в Мадурае. (с) Википедия

Ну, знаете ли, должна сказать, изложено очень скромно, здесь далеко не все.

Для начала, у нашего уважаемого риши очень занятное имя. Исследователи так и не пришли к выводу о его значении. Имя "Агастья" в одной версии производят от "адж" - "сияющий". В другой - от иранского корня "гаста" - "грех" или "грязь", в этом случае отрицание "а-гастья" можно перевести по смыслу (отрицание греха и нечистоты) как "непорочный". В третьих, по версии "Рамаяны": aga + gam = "гора" + "движение", в общем, "двигающий горы". Что интересно, зная индусов с их умопомрачительной многозначностью каждого слова, верными могут быть все три, ибо Агастья по своему жизнеописанию действительно "сияющий (тапасом) непорочный мудрец, двигающий горами". Кстати, "Агастьей" у индусов зовется звезда Канопус, одна из ярчайших в южном полушарии.

И видимо, это не случайно, так как наш герой сам по себе -- личность ярчайшая. Перед нами один из наиболее почитаемых ведических риши, в легендах предстающий как ученый - прежде всего лингвист, которому приписывается создание первого тамильского грамматического трактата "Агаттиям". Агастья вообще удивительно популярен у тамилов, числящих его своим культурным героем. Гора Поди, где Агастья якобы жил на юге, до сих пор почитаема ими как священная. Также он упоминается как автор трактата о происхождении и употреблении драгоценных камней "Агастамата", певец и музыкант, медик и мастер боевых искусств (есть даже версия, что именно у него начинал учиться знаменитый Дрона, прежде чем стать учеником Парашурамы). И это все помимо духовных заслуг.

Агастья
Агастья

Возможно, именно в ипостаси Агастьи как воина и берет свое начало версия о его обезображенной внешности, но, признаюсь честно, я не знаю ее происхождения, и откопать истоков не сумела. Нигде, кроме фильма, мне легенда об изуродованном лице Агастьи не попадалась. Есть версия Агастьи-карлика, ее я отнесла бы к позднейшему периоду, когда жрецами стала особо настойчиво подчеркиваться неблагоприятность рождения в материальном теле -- мол, высокий духом риши так не хотел рождаться в этом презренном мире, что даже и тело сформировалось кое-как. Но она не особо популярна, чаще Агастью описывают как невысокого, но крепко сложенного мужчину, иногда склонного к полноте.

Впрочем, не попадалась мне и версия поиска в Океане сбежавших царевен. Зато весьма популярен другой вариант: об Агастье, выпившем Океан, дабы выкурить из него демонов, спрятавшихся там от преследующего их Индры. К этой легенде даже есть дополнение: мол, в незапамятные времена демоны уже прятались от Индры в Океане, но Агни и Вайю, которым Громовержец поручил добить скрывшихся врагов, не сумели этого сделать, так как под водой те были неуязвимы. Тогда Индра прямо приказал Агни выпить Океан. Бог огня отказался, сославшись на то, что так можно погубить множество невинных живых существ, а это против дхармы, и Вайю поддержал его. Разозлившийся Индра проклял обоих родиться людьми, посулив, что Агни однажды таки придется выпить океан. В результате Агни и Вайю родились Агастьей и Васиштхой.

Равно я не припоминаю, чтобы девушки наперебой отказывались выходить за Агастью замуж. Скорее наш мудрец был солидарен в этом вопросе с поручиком Ржевским: "Да если б я хотел, сто раз являлся случай жениться, но берег свободу я свою!". Необходимость "создания" Лопамудры, как по мне, объясняется лишь придирчивостью жениха (видимо, подсознательно стремившегося отвертеться от навязанного брака), которого предложенные невесты по каким-то соображениям не устраивали, вот он и решил сотворить себе жену по своему вкусу. Кстати, учитывая, какова получилась Лопамудра, можно предположить, что именно вызывало недовольство Агастьи: скорее всего предлагаемые благочестивые девы были заточены, как гумилевская Ева, на "в огороде картофель и в доме уют", а многогранный и энергичный риши, что "умеет блуждать над уступами гор, и умеет спускаться на дно пропастей, не цветок его сердце, оно -- метеор, и в душе его звездно от дум и страстей" -- хотел такую же, как сам. Пророчицу, слышащую Богов, с которой можно и над уступами, и в пропасть. Такую и получил, но об этом дальше.

Легендарная родословная нашего мудреца божественна в буквальном смысле. Рассказывают, что некогда апсара Урваши очень невовремя предстала перед богами Митрой и Варуной, когда те совершали ягью. Боги при виде красавицы устояли лишь отчасти - жертвоприношения не прервали, к самой апсаре не прикоснулись, но все же не удержавшись излили семя в подвернувшийся сосуд, из коего и родились затем два младенца, нареченные Агастьей и Васиштхой. Братья-боги не стали разбираться, кто чей, и дали обоим отчество "Майтраваруни"... Впрочем, Васиштха, судя уже по его биографии и творчеству, своим отцом сердцем чуял Варуну, но об этом в другой раз.

Каким образом в отцы Агастье при таком раскладе затесался еще и мудрец Пуластья, также числящийся в легендах его родителем, понять сложно. Может, котел, коим воспользовались боги, был его? Тогда мудрец оплошал, ибо сосуд следовало хотя бы ополоснуть, прежде чем предлагать богам, а то наш герой плюс к блестящему имени получил еще и прозвание "кумбхайони" - "родившийся из грязного котла"... Ну а если серьезно, здесь мы видим сложение в одну двух различных версий: той, в которой Агастью повысили до сына богов, и той, в которой он является сыном Пуластьи и его супруги Хавирбху. А "грязный котел" предстает очередной аллегорией рождения из "неблагоприятной" женской утробы. И имя Агастьи в данном случае действительно можно трактовать как отрицание нечистоты материального мира.

На божественной версии рождения Агастьи, видимо, и основывается фильм, поэтому сценарий и обходит молчанием происхождение духов, просящих мудреца о помощи. Ибо столь блестящее родословие не совмещается с иными подробностями легенды: на самом деле духи, потребовавшие от Агастьи помощи, были его собственными предками. Мудрец увидел их висящими над адской бездной. Духи сообщили ему, что их удерживает от падения лишь одна нить, и это он, Агастья, их последний потомок. Если род не будет продолжен, они падут в ад, и чтобы спасти их, Агастья должен породить наследников. Именно для этого, а не для некоего жертвоприношения, и требовалась жена. Как видим, истоки этой легенды более древние, чем приведенных выше, не Митра же с Варуной там над бездной висели, согласитесь, да и Пуластью с его отцом Брахмой вряд ли могла постигнуть подобная неприятность! Эта нить ведет в те времена, когда Агастью помнили вполне земным человеком.

Единственное, пожалуй, что меня не удивило в сюжете фильма, это укрощение горы Виндхья. Вот здесь все передано по тексту мифа. Некогда гора Виндхья, возгордившись, вознеслась так, что стала мешать небожителям, а в конце концов и вовсе преградила путь Солнцу. Разрешить проблему взялся Агастья, попросивший гору склониться, чтобы дать ему сходить в южные земли и вернуться. Не желая ругаться с могущественным мудрецом, хребет Виндхья склонился, и... так и ждет до сего дня возвращения Агастьи, коварно поселившегося на югах насовсем.

Легенда на мой вкус замечательная. Ибо это истинное пиршество ума -- пытаться вычислить, какие именно исторические события могли быть за нею сокрыты. Для начала надо уточнить, чем были для арийских пришельцев горы Виндхья на ранний ведический период. Тысяча сто метров ввысь, тысяча километров -- с запада на восток. Граница. Даже -- грань. Грань арийского мира. И живут на ней и за ней народы незнаемые. Чужие. Непонятные. Ликом черные. Иногда при этом прекрасные, иногда -- не очень. Непонятным богам поклоняющиеся странно. И люди ли вообще? Да полно, какие люди! Люди -- это мы и те, кто хотя бы похож на нас. А эти -- колдуны и демоны, адназначна! И сама Виндхья -- граница мира людей. Все, что на ней и за ней -- тридевятое царство и далекая-далекая галактика, мир потусторонний. Что происходит там -- людям не понять, и не надо. Колдунство там происходит. Черное. Неведомое... Это века спустя гора Виндхья станет местом, куда все поголовно, и Арья, и Даса, и даже демоны, ходят за чудесами, а конкретно -- стрясать ништяки с богов с таким же беззастенчивым наивным нахальством, с каким прежде угоняли скот у соседа.

И вот встает внезапно многообещающий молодой волхв, и говорит: "А я пойду. И гляну, что за люди, как живут и как молятся"... Индологи полагают, что в путешествии Агастьи на юг отражена одна из миграций ариев. Но... я позволю себя думать несколько иначе. Сперва Агастья. Сам, лично. А потом уже миграция. Иначе легенда с большой вероятностью гласила бы, что Виндхью Индра молнией прорубил, дав своим преданным дорогу на юг. Но Агастья приходит с миром, с открытым сердцем и непредвзятым разумом. С желанием узнавать, учиться у них и учить их тому, что знает сам. Мы в наше толерантное время даже представить не можем, сколь дорогого это стоит в эпоху, когда принято было сомневаться в принадлежности к людскому роду всякого, кто хоть чуть отличается от тебя внешностью или обычаями. Да если еще обычаи сами по себе вызывают отторжение: ариев, признававших сходство местного Шивы со своим Рудрой, поначалу ужасно коробила манера индов почитать его в виде лингама ("Да не просочатся в наш обряд презренные членопоклонники!" (с) "Ригведа"). Хотя, возможно, мир настал не сразу: запомнили же потомки, что Агастья был не дурак подраться...

Какие именно религиозные течения местных жителей изучал Агастья на Виндхье -- мы можем предположить по легендам. Чаще всего его имя связывают с Шивой и Великой Дэви. На юге Индии изображение Агастьи на южной стороне шиваитского храма -- почти обязательно присутствует. То есть Агастья изучил два основных направления будущей индуистской веры, и не просто изучил, а завоевал среди почитателей Шивы и Парвати духовный авторитет такого размаха, что гора Виндхья (в лице своих насельников -- индских йогов, или как их в те века называли) склонилась перед пришлым арийским жрецом, дав невозбранный путь ему -- и Бхагавану Сурье, чью веру нес с собою Агастья.

Рискну предположить, что именно тогда, с легкой руки Агастьи, могло впервые наметиться отождествление Сурьи с местным космическим божеством Нараяной (кто собрался поправить меня насчет Вишну -- просьба не торопиться, инды его на роль Нараяны утвердили далеко не сразу). Косвенным подтверждением этой мысли может служить эпизод из "Рамаяны", где Агастья учит Раму для победы над Раваной молиться Сурье, и передает ему особый гимн, в котором именно Сурья предстает истоком и началом всего, Всевышним, поддерживающим существование всех миров и соединяющим в себе все божества:

Поклоняйся Тому, Кто излучает свет, когда полностью восходит, Он почитаем и прославляем дэвами и асурами, Поклоняйся Богу Вселенной, освещающему все мироздание. Он душа всех богов во вселенной и всего живого, Он самосветящийся, поддерживающий все живое и соперничество дэвов и асуров. Он — Брахма, Вишну, Шива, Сканда и Праджапати. Он также и Махендра, Кубера, Кала, Яма, Сома и Варуна. Он — питри(предки), Васу, Садхьяс, Ашвины, Маруты, Ману, Вайу, Агни. Он — прана и источник всех энергий и света, Он творец шести периодов. Он — сын Адити, Творец Вселенной, Причина происходящего, Он — идущий по небу. Он основа и свет всего, золотое сияние и творец дня. Он — Вездесущий Господь, Кто проникает во все своим светом. Он сила и основа семи органов чувств, разрушитель тьмы, Великий дарователь счастья и процветания, убирающий неудачи из жизни. Он — Причина всех причин, сияющий Рави. Он возвещающий о новом дне, о пламени пожара. Он сын Адити, открывающий высшее счастье... ... Воистину, Рави, Бог всего в этой вселенной. Воистину, Он — Веды, жертвоприношения, и плод жертвоприношений.
(с) Адитья Хридая стотра

Не обошел риши своим вниманием и культ Парвати. Поистине удивителен авторитет, который Агастья сумел завоевать среди индов, ибо дальше мы видим совсем уж изумительную ситуацию: пришлый арийский волхв учит индских тантриков, как им следует поклоняться их Великой Богине! Нет, Великой Матери в те века поклонялись практически все, так что арьи должны были иметь на этот счет свою традицию, удивительно другое -- что инды принимают поучения чужака, а не гонят его в шею и не порываются убить за ересь! Значит, за время, проведенное на горе Виндхья, Агастья умудрился стать им не чужим. Практика поклонения Дэви в форме богини Лалиты существует и пользуется почетом по сей день.

В наши дни считается, что Агастья получил это откровение от Вишну в форме Хайагривы -- божества с головой коня. Но конь -- солярный символ, а по мнению Р.Н.Дандекара Вишну обрел солярные черты в несколько более позднее время, до того у него была несколько иная сфера деятельности и его тогдашний облик сияющей птицы еще не был связан с Солнцем. Так что не исключено, что в изначальном, древнейшем варианте мог фигурировать все тот же Сурья, которого Агастья проповедовал индам, таким образом ненавязчиво соединяя пантеоны. Хотя, с другой стороны, культом Лалиты мир может быть обязан кому-то из потомков ведического Агастьи, жившему в позднейшие времена уже вполне сформировавшегося индуизма.

Но, надо сказать, донося до окрестных племен славу своих богов, Агастья, в отличие от будущих брахманов, не игнорировал и материального мира. Если на арийской стороне гриба его уважали за распространение ведической религии, то инды по сей день благодарны за новые способы ирригации и земледелия, которые на перепуганном засухами Индостане того времени тоже могли сойти за дар свыше. На юге Индии до сих пор верят, что посетить и просветить их земли Агастью попросил лично Шива...

И есть в его биографии еще один замечательный момент, заставляющий еще сильнее уважать этого человека. Агастья является автором ряда гимнов "Ригведы", причем несколько стихов содержат намеки на конфликт между Индрой и Марутами, который он, Агастья, успешно разрешает и улаживает подношением и поэтическим словом:

Зачем ты, Индра, хочешь нас погубить? Маруты – твои братья. Обращайся с ними хорошо! Не убивай нас в столкновении! -- О господин благ, ты распоряжаешься благами! О господин дружеских договоров, ты лучше всех заключаешь дружеские договоры! О Индра, сговорись ты с Марутами И вкушай жертвенные блюда в урочное время!
(с) Ригведа 1.170

Исследователи склонны интерпретировать гимн как аллегорию улаженного столкновения между двумя идеологиями или образами жизни, а иные, в частности Г.С.Гурье -- как отражение именно противостояния между "Арьей и Дасой" (да, Маруты -- "золотистые", но их предводитель -- Рудра, ассоциируемый с Шивой). Оглядываясь на биографию Агастьи, тема примирения "обоих цветов" выглядит более чем логичной.

Вот такой человек -- мыслитель, философ, инженер, лингвист, говорящий с индами на их языке, врач, примиритель народов... В общем, если г-н С.Тэвари хотел представить на экране персонифицированную идею единства многонациональной Бхараты, ему лучше было бы обратиться к образу Агастьи, а вовсе не Чанакьи, который даже в самых благожелательно к нему настроенных индийских легендах -- та еще сволочь, выступающая олицетворением непримиримости и мстительности, а отнюдь не единства. Признаться, хотелось бы увидеть биографию этой замечательной личности в виде чисто исторического сериала. Или реконструктивного исторического романа в духе "Тезея" Мэри Рено. Вот только кто возьмется? Я тут глянула следующие серии "Поруса" и теперь полагаю, что риши Агастья отдал немало плодов аскез, дабы нашему дорогому мистеру Тэвари не пришло в голову обратить внимание на его особу...

Но вернемся, собственно, к сюжету фильма.

Итак, жил себе Агастья спокойно, странствовал, изучал и учил, меняя ашрамы, так что на настоящий момент в Индии с десяток мест как на севере, так и на юге спорят за звание его усадьбы... Пока в один прекрасный день то ли видение ему предстало, то ли сон был. В этом видении риши узрел своих предков, висевших над адской бездной и упрекающих его в том, что род скоро может оборваться. Причины этого сна, как я полагаю, были просты. Как бы ни проникся Агастья индскими идеями аскетизма и воздержания, он все-таки оставался арием родового общества, где живут по заповеди "плодитесь и размножайтесь", где быть бездетным -- величайшее несчастье, а по собственной воле не дать продления роду своему -- смертный грех. Кстати, во многих родовых обществах считалось, что перевоплотиться можно только в собственном роду и в собственного потомка, так что "ад", грозивший предкам Агастьи, мог заключаться в том, что они не смогут возродиться и останутся навечно в мрачных загробных мирах. Стоит ли удивляться, с годами скрытое от самого себя чувство вины могло так источить его подсознание, что приснилось бы еще не то.

И вот Агастья, наступив на горло собственной песне, решает жениться...

Продолжение следует...