Найти в Дзене
Киноамнезия

Новая «Дюна»: почему этот шедевр повторит печальную судьбу «Облачного атласа»

Оглавление

Я так и не понял, для кого был снят этот фильм.

Последние несколько лет я редко хожу в кинотеатр: мало выходит фильмов достойных зрительского внимания. Новая «Дюна» из-под пера Дени Вильнёва стала исключением: я решил на большом экране посмотреть приключения Тимоти Шаламе на бескрайних просторах Арракиса. Кинохит этого года оставил смешанные чувства: вроде это сочная фантастика про актуальные проблемы нашего общества, а с другой стороны - очень странный фильм, в зыбучих песках которого увязнут как любители Marvel, так и «Интерстеллара». Почему? Начну с конца…

"Облачный атлас" и новая "Дюна" похожи своей непохожестью
"Облачный атлас" и новая "Дюна" похожи своей непохожестью

Бывший парень дочери Мадонны не спасет фильм от забвения

Я не буду спойлерить. Вы можете как рублем проголосовать за новую «Дюну», так и на условной «Чёрной жемчужине» отправиться в пиратское море с рекламой «про, где поднять бабла» и островками с троянскими конями. Какой бы путь вы не избрали, всё равно придёте к неоднозначному финалу: непонятно на какую возрастную аудиторию рассчитан новый фильм.

С одной стороны, в нём задействованы такие кумиры молодежи как Аквамен всея Голливуда Джейсон Момоа и бывший парень дочери Мадонны, замеченный в фильме про очень откровенную любовь двух мужчин, Тимоти Шаламе. С другой, «Дюна» - слишком сложное кинопроизведение - молочным зубам любителей «Человека-паука» его не раскусить.

Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников

Молодежь привыкла, что каждый эпизод фильма им разжевывают, а затем на оскароносной золотой ложечке полученную субстанцию отправляют в рот. «Дюна» с любителями Marvel играет не по правилам. После просмотра фильма остается чувство недосказанности. Словно ты послушал двухминутную попсовую песню: только вошел во вкус, а она уже закончилась. Приходится её заново переслушивать, так как уши не поняли, что услышали, а мозг не успел переварить услышанное.

С фильмами немного по-другому. Их пересматривать недостаточно, чтобы понять о чем речь. Нужно знать первоисточник. Среди зрителей, которые мне попались на глаза в кинотеатре, уверен, мало кто читал роман американского писателя Фрэнка Герберта «Дюна». Ещё меньше студентов и старшеклассников слышали о таком писателе. Поэтому многие молодые зрители не поняли, что они посмотрели за 350 рублей: вроде бы перед ними хорошо упакованная фантастика с отличными спецэффектами, актерской игрой и роскошными саундтреками, в то же время вопрос «а что это было?» так и остался без ответа. В чем суть? А суть осталась в песке Арракиса, в котором гигантские черви иногда оставляют немало желтой сути.

Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников

Поэтому в два часа ночи, вместо того чтобы делать новых людей, любители супергеройского кино стояли и бурно обсуждали увиденное. Они мне напомнили затерянную в видеоархивах КВН Гадю Петрович Хренову, которая потерялась. Хорошо, что мОлодежь и пОдростки не смогли разглядеть моей саркастической улыбки, которая скрыто скрывалась за медицинской маской.

Студенты и старшеклассники шли на «Дюну» в надежде увидеть брутальный фантастический экшн с липкими любовными эпизодами из «Сумерек», а по факту получили многослойный фильм про проблемы единения с природой, про неоднозначность пророчеств и тонкости политики потребления. Поэтому, наверное, в Екатеринбурге кинотеатр был наполовину пуст, а не полон. Парни, закинув ноги на спинки соседних кресел, попевая футурамовский слёрм, молча смотрели на большой экран. Их девушки сначала пытались шутить, а затем скролили ленту в ТикТок.

Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников

Они изредка поглядывали на экран, когда Джейсон Момоа даже через одежду умудрялся играть мускулами, и когда обаяшка Шаламе строил мимишные оскроносные гримасы.

По следам «Облачного атласа»

Немного скучной «Дюна» показалась не только мальчишкам и девчонкам, но и некоторым родителям. Дени Вёлнев очень вольно трактует произведение Фрэнка Герберта. Поэтому ценители романа остались недовольны происходящим на экране. Также в фильме достаточно много нелепых сцен: от гибели гигантских кораблей, которые разлетаются словно картонные подделки из 3 «Б», до эпизодов с четырехсотметровыми червями. Они большие, но не более того.

Оценивая зрительскую реакцию в кинозале, у меня сложилось ощущение, что «Дюна» повторяет судьбу «Облачного атласа» то ли братьев, то ли сестёр Вочовски. Их фильм также получился красочным, с отличной музыкой, неплохими спецэффектами и превосходной актёрской игрой. Вот только сюжетно «Облачный атлас» оказался странной киноисторией: многие не поняли, что посмотрели, а прочитавшие одноименный роман Дэвида Митчелла обиженно надули губы и с негодованием произнесли: «Они же всё упростили!».

Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников

Безусловно, есть произведения, которые крайне сложно экранизировать. К таковым, например, долгое время относился роман «Властелин колец» Толкиена. До того, как Питер Джексон сел в режиссерское кресло, многие пытались вдохнуть жизнь в орков и хоббитов, но все эти попытки провалились в прокате. Даже в СССР не удержались от соблазна поставить фильм-спектакль про кольцо всевластия, хоббитов и Гендальфа в сером, который почему-то был в блестках и напоминал новогоднюю ёлку.

На мой взгляд, «Дюна» из той же серии, что и «Властелин колец». Это очень многослойный роман, который экранизировать ой как непросто. Несмотря на все "но", новая «Дюна» все-таки претендует на звание лучший фильм года минимум по трём причинам.

Первая – темп повествования. Баланс выдержан идеально. Первую половину «Дюны» сюжет постепенно развивается, к середине фильма он оказывется на вершине условных американских горок, а затем резко срывается вниз, увлекая за собой зрителей.

Вторая причина – музыка. Саундтреки очень атмосферные. Некоторые мне захотелось закачать себе в плейлист. Особо порадовал шепот в одном из треков к фильму - тонкая отсылка к «Пятнице 13-е», в котором едва различимое "kill all" стало визитной карточкой когда-то пугающей кинофраншизы.

Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Дюна". Фото из открытых источников

Третья причина – картинка. Она сочная. Хотя, панорамы Линча в «Дюне» 1984 года мне понравились больше.

Безусловно, 90% зрителей и критиков будут хвалить «Дюну». На стометровке новый фильм может ждать успех, но вряд ли он дойдет до финиша на стаерской дистанции. Безусловно, жирный намек навторую часть – это здорово. Вот только не уверен, что зрители его оценят. В «Крике» давно было озвучено правило, согласно которому, продолжение всегда хуже оригинала. Конечно, всегда есть исключения, но это история не про новую «Дюну».

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!

Для чтива:

«Сумерки»: почему это настолько плохо, что хорошо

Советская экранизация «Хоббита»: нужно ли возрождать телеспектакли

#дюна #фантастические фильмы #премьеры кино #киноновинки #кинохиты #облачный атлас #молодежь