Найти в Дзене
Раиля Иксанова

Где баба, там рынок, где две - там "базар"

Рынок в г. Челябинске
Рынок в г. Челябинске

Катерина легко вступала в контакт с людьми, поэтому, общаясь, много интересного узнавала из жизни незнакомых доселе людей. Она с утра, подыскивая место, выбирала таких соседей, на которых можно положиться и доверить свой товар, когда бывает необходимость отлучиться по своим делам. Хотя бы сходить перекусить или поглядеть на товары, которыми торгуют поблизости другие женщины. Здесь можно приобрести все, что угодно, начиная с нижнего белья и заканчивая обувью, например, комнатными тапками.

Ей особенно любопытно было наблюдать за семейными парами и представлять, дружная ли эта или иная семья. Как- то напротив неё встали торговать картошкой муж с женой. По ней легко было определить, из какого района. Жители того района были чересчур смуглолицые и большинство узкоглазые. А муж её показался ей русского происхождения. На самом деле оказался татарином.

Когда после обеда солнышко сильно начинает припекать, многие ищут место под тенью, с той стороны, где находилась Катерина.

— Можно с вами встать рядом? — обратилась та женщина, которая торговала картошкой и зеленью.

— Да, конечно, места всем хватит, — любезно разрешила Катя.

Многие садоводы подъезжают ближе к обеду или в послеобеденное время и рыщут в поисках места, чтоб расположиться и реализовать свой товар. Но с одинаковым товаром стараются не вставать рядом. Конкуренция — вещь серьезная. Иногда попадаются очень вредные бабульки и расставляют свой товар на два - три метра между другими продавцами, хотя им хватило бы места с метр. Это уже от вредности так поступают и не пускают других, вновь прибывших. Особенно наглеют те бабульки, которые торгуют цветами. Конечно, среди этих также попадаются смелые бабульки, которые нагло протискиваются и встают, загораживая проход.

— Давайте знакомиться, — обратилась женщина и назвала своё имя. Меня зовут Сабира.

— А тебя как звать?

— Катерина. Или по-нашему Кадрия.

Между ними завязался разговор и в перерывах между торговлей успевали заваливать вопросами друг друга.

— Мы на этом рынке всего пятый год торгуем, — стала рассказывать Сабира. — До этого проживали на Севере, в Сургуте, а выйдя на пенсию, перебрались в родной район. Мы с мужем из одного села. Дочь живёт в Челябинске, а сын с семьей остался на Севере. В данный момент он в отпуске, и пока с сыном отдыхает у нас в деревне. Жена еще работает.

— Вы картошку рано сажаете, наверное? — поинтересовалась Катя у новой знакомой.

— Да, это ранний сорт, специально для базара сажаем.

У них самая крупная шла по 60 рублей за килограмм, чуть мельче по 45 рублей, а самая мелочь по 20 и 15 рублей. Если брали по 5- 7 кг, то шла скидка для покупателей.

Ещё они на своём подворье держали голландских кур около 40 штук. Привозили яйца на продажу, десяток шёл за сто рублей. Некоторые и по 70 - 90 рублей отпускали. Каждый человек волен устанавливать цену на свой товар.

Сабира также продавала цветы и кусты малины.

— Не надо тебе сортовую малину? Ягоды очень крупные. Вот, смотри, какие сочные.

— Нет, тащиться не хочется, — отказалась она. В один из дней, когда моросил дождик, старик продавал корень малины всего за 50 рублей. Мужчина с женщиной купили, выбрав самые высокие кусты. А Сабира просила 250 рублей за корень. Если бы Катя захотела, то могла бы купить у старика дешевле.

Но всё дело в том, что при входе в пригородные кассы необходимо было проходить осмотр, проверяли сумки, и приходилось каждый раз выкладывать телефон и кошелёк. Если у кого зазвенит, то полностью осматривали вещи. Кате не нравилась эта процедура, потому что она прибегала на вокзал тютелька в тютельку. Нужно было успеть купить билет на электричку и еще прошагать до неё. Расстояние почти километр. Нынче ни разу не довелось возвращаться домой на автобусе. А может и к лучшему, потому что билет на автобус во много раз дороже, чем на электричку. Да и удобно на поезде, потому что можно ехать лёжа и подремать. Как- никак два с половиной часа трястись на электричке до дома.

— Кем работали на Севере? — задала Катя очередной вопрос. Сабира до самой пенсии проработала поваром.

— Талгат имеет высшее образование, закончил в Челябинске Политехнический институт. — Но у него характер слишком мягкий, поэтому не смог работать на руководящих должностях. Работая трактористом, неплохо зарабатывал.

Действительно, было видно, что добрый, заботливый, внимательный муж. Сходил за кофе, купил булочки для жены.

Мешки с картошкой сам подносил.

Однажды Кате пришлось наблюдать за одной знакомой женщиной, которая сама таскала мешки, а муж сидел в машине и читал газету. Это были её бывшие учителя. Она преподавала родной язык, а он вёл уроки физкультуры. Для неё это было шоком. В голове никак не укладывалось, как такое возможно. Хотя в наши дни не нужно ничему удивляться.

Катя поняла, что Сабире очень повезло с мужем, и ей немного завидно было. Но и одновременно порадовалась за неё.

Заговорили о цветах, и Сабира сказала, что у неё в саду растут разноцветные декоративные маки. Она обещала привезти семена для неё, что и сделала в следующий раз.

Во время беседы с Сабирой, кто- то позвонил ей. Ей дали заказ на 3 кг пельменей. Оказывается, она зимой лепит пельмени и продаёт из дома. А тут и летом некоторые делают заказ. Мясо покупает на базаре, пропускает его через электрическую мясорубку и сама делает фарш.

Лепить приходится самой, иногда и муж помогает.

— Кому кофе надо? Колбаски не желаете? Зубная паста колгейт, недорого, — предлагали молодые парни и пробегали быстрыми шагами между торгующими рядами. Катя один раз купила большой шоколад за сто рублей и больше не видела, а эти товары не рисковала брать, хотя срок годности нормальный. Некоторые и сыр брали у них.

Непонятно было, где они брали товар: то ли под зарплату, то ли выносили из магазина. Скорее всего, вторая версия правдива.

— Смотри, моя дочка идёт с внуком, — показала рукой Сабира. Внук, пятилетний мальчишка, радостно подбежал к деду, а тот, обняв и поцеловав, поднял высоко над головой. Тот завизжал от удовольствия.

Дочь была похожа на отца. Симпатичная, молодая женщина, с короткой стрижкой, такая же голубоглазая, как и отец. Она была стройная, с узкой талией, как тростиночка. И лицом бела, не в мать, не смугляночка.

Когда дочка отошла к папе, Сабира начала разговор про дочку свою.

— Сколько парней - красавцев увивались за ней, и с высшим образованием, и без высшего, а она вышла за русского парня. Они вместе учились в вузе, особой дружбы и любви между ними не было. Он ушёл в армию, писал дружеские письма. А потом встретились на вечере встречи, где учились в Челябинске, и он попросил её руки.

— Значит, это судьба, — заявила Катерина.

— Сын женат на русской девушке. — Также вместе учились в одном институте. Вот так интересно получилось. Но и зять, и сноха у нас хорошие попались, мы не жалуемся. Главное, чтобы между ними всё было хорошо, остальное, неважно. Сноха осталась ещё на Севере, скоро подъедет, в отпуск не отпустили с мужем. А сын приехал на своей машине. И привёз своего мальчишку. Сноха на поезде приедет.

Дети дружат между собой, тепло общаются. Дом у нас двухэтажный, места всем хватает. И ещё у нас на озере водятся разные рыбы: и карп, и карась, и линь — всех и не перечислишь. Городские мужчины часто наведываются на рыбалку. Если ловить на удочку, рыбы хватит на всех. Но, а сетями не разрешают охранники.

— Как у вас с грибами дела обстоят?— задала вопрос Катерина.

— Мы насолили летом грибов, много было подосиновиков и подберезовиков. А сейчас грузди ждём, но не видать до сих пор почему- то.

— А у нас мало нынче грибов, — сокрушённо отозвалась Катя. Раньше бывало, идёшь рвать ягоды, а по пути столько грибов нарежешь, что и не рада. То ли ягоды собирать, то ли грибы.

— Нас пригласили на день рождения сегодня вечером, — сообщила Сабира. Только после базара устаёшь страшно, опять же в баню успеть надо сходить.

— Сынок, истопи баню к нашему приезду, — наказала мама сыну по телефону.

— А к какому времени позвали?— спросила Катерина.

— Звали к пяти, но мы опоздаем немного, тем более юбилярша разрешила задержаться.

— Я терпеть не могу опаздывать в гости, — поделилась Катя. Мне не нравится бывать в сёлах, где гоняют скотину в табун. — Пока гости не сделают все свои дела и не подоят коровушек, не пропустят молоко через сепаратор, не сходят в баню, раньше девяти их не дождаться: будь это лето или осень. А зимой также задерживаются, Это у них вошло в привычку, про этикет никто и не напоминает. А это особенно неудобно тамаде. Она, как ненормальная, сидит и дожидается опаздывающих гостей. Время - деньги. Этого не все понимают, к сожалению. Зато потом не выпроводишь домой их. Веселиться умеют, конечно. Если есть гармонь и залихватский гармонист — это высший класс.

За разговорами время пролетело быстро. Товар почти весь ушёл у обеих. Сабира в пять часов засобиралась домой, тем более добираться до дома чуть более часа.

Вот так за один день женщины узнали всю подноготную друг у друга.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ