Найти тему
Top Secret History

Горящий корабль с натуры, продажа картин за рубеж - о чем не говорят экскурсоводы Эрмитажа

Оглавление

Более чем 250-ти летняя история Эрмитажа насыщена интересными событиями, которые навсегда останутся в памяти поколений. Иногда происходили неординарные случаи, как-то сжигание корабля ради достоверности изображения пламени художником. Переживал легендарный музей и тяжёлые времена, когда бушевал пожар или же полотна вывозились за рубеж на продажу. Кстати, совсем недавно мы писали про котов Эрмитажа - историю появления, справляются ли с обязанностями и можно ли забрать их домой.

Чтоб реалистично нарисовать огонь, нужно поджечь корабль?

Занятная история произошла в 1771 году, когда граф Орлов решил посмотреть на работу художника из Германии Якоба Гаккерта. Выполняя заказ императрицы Екатерины II, немец рисовал картины, посвящённые сражению, происходившему в Чесменской бухте. Прибывшему графу полотна в целом понравились, но вот одно из них вызвала его неподдельное негодование.

-2

По мнению Орлова, изображённые на полотне горящие и взрывающиеся корабли выглядели совсем уж не натурально. На это художник ответил, что рисовал так как ему подсказывало воображение, ибо от роду битв на воде не наблюдал и полыхающих лодок не видел. Тогда, требующий натурализма граф согласовал вопрос с императрицей и отвёз художника на пристань. Там специально для Геккарта взорвали корабль, чтоб тот воочию увидел, как он горит и верно изобразил это на своих полотнах.
Немец увидел. Картину он поправил и во всех своих последующих работах, посвящённых Чесменскому сражению, изображал огонь, как с натуры. Советуем обратить внимание на статью
Что не так с павлином, восковой Петр I, три квадрата Малевича и другие загадки Эрмитажа.

Более суток пожара

Днём, в середине декабря 1837 года в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца заметили подозрительный дым. Ожидать пока заполыхает не стали и сразу вызвали специалистов по тушению пожаров. Отверстия, из которых вился дым, были залиты водой. Но рухнула стена и вырвавшийся огонь взвился по деревянным балкам. Утром следующего дня пламя полностью охватило музей. Пока огонь набирал силу из здания выносили всё, что можно было спасти. Например, портреты прославленных воинов сражений 1812 года, располагавшиеся в Военной галерее, были спасены все. Но вот уникальную внутреннюю отделку залов уберечь не удалось.

Сейчас чрезвычайные ситуации в Эрмитаже тоже случаются, но довольно редко и несерьезные. Тем более, современная техника не под стать той.
Сейчас чрезвычайные ситуации в Эрмитаже тоже случаются, но довольно редко и несерьезные. Тем более, современная техника не под стать той.

По воспоминаниям писателя А.Бушицкого: огонь обрушивал колонны из мрамора, закапчивал великолепную позолоту, оплавлял бронзовые и хрустальные люстры, превращая их в бесформенные груды.
Сразу же после перенесённого пожара начались реставрационные работы. Их возглавил архитектор В. Стасов. Под его умелым руководством удалось практически досконально восстановить убранство Малой и Большой церквей, Парадной лестницы. Воссоздали облик Петровского и Фельдмаршальского залов. Но реставрация проходила трудно, работы длились около двух лет.

Государственная распродажа бесценных шедевров

Пережил Эрмитаж и совсем уж чёрную полосу в своей истории.
На протяжении шести лет, вплоть до 1934 года, картины продавались за рубеж.

-4

Постановление о продаже в начале 1928-го вынесло Политбюро. Стране нужны были средства на индустриализацию, а денег на закупку оборудования за границей катастрофически не хватало.
Из-за бушевавшего в те годы мирового экономического кризиса на экспортируемые СССР нефть, лес и пушнину резко упал спрос. Было принято решение подзаработать на произведениях искусства.

Главным образом картины отправляли в Германию, с которой Советский Союз тогда достаточно активно торговал. Несмотря на то, что некоторые шедевры удавалось выгодно продать, в целом спрос на полотна был невысоким. Так, например, из 2880 картин, которые были выставлены на продажу, только 1280 нашли своего покупателя. Более подробно об этих неоднозначных событиях мы писали в статье "Налетай, торопись, покупай живопись!" или как распродавали сокровища Эрмитажа