Среди стеклянных негативов Николая Кубеева, найденных мной в 90-х годах, имеются 2 пластины, на которых запечатлено здание газеты «Известия», а также видны здания Страстного монастыря. Первое фото сделано с противоположной от Страстного монастыря стороны Тверской улицы (за спиной фотографа располагался памятник Пушкину). На переднем плане фото виден троллейбус модели ЛК-2 (Лазарь Каганович) с индивидуальным номером «7». Известно, что ЛК-2 с номерами от 3 до 8 были выпущены к январю 1934 года. (Кстати, ни одного фото "семерки" мне в сети так и не попалось). Первый троллейбусный маршрут проложили по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги. Он был открыт 15 ноября 1933 года. А вот в январе 1934 года первую линию продлили от Тверской заставы в сторону центра, по Тверской улице до площади Революции. Таким образом, нижняя временная граница фотосъемки определена – январь 1934-го. «Едем дальше»… ;-)
Вокруг колокольни Страстного монастыря построены строительные леса, на которых различимы рабочие, по-видимому занимающиеся окраской стен. Известно множество исторических фото колокольни Страстного, сделанных в 1930-х годах, на которых видно, что фасад был закрыт огромной плоскостной конструкцией, используемой, как рекламная поверхность. На многих фото различается броская надпись «Лотерея» и изображение мотоциклиста в вираже. Так-так-так… Какие организации в СССР 30-х ассоциируются с мотоциклами? Правильно: Осоавиахим и Автодор!
Делаем следующий шажок в нашем расследовании – в левом верхнем углу рекламной поверхности хорошо видна цифра «5» - похоже, что рекламируют 5-ю лотерею Осоавиахима или Автодора (они проходили ежегодно). 5-я лотерея Осоавиахима разыгрывалась в 1930-м году – не подходит. А вот 5-я лотерея Автодора происходила в 1934-м и эта лотерея была последней в истории этого добровольного общества – в 1935 оно было расформировано, а его функции переданы Осоавиахиму. В итоге, можно считать установленным, что фото сделано в 1934 году, скорее всего весной. В моей коллекции даже нашелся оригинальный билет 5-й авто-мото-вело лотереи Автодора. ;-) На этом фото также видны трамвайные вагоны – по Бульварному Кольцу тогда ходил трамвай, делавший перед Страстным монастырем характерный зигзаг.
Второе фото сделано с территории Страстного монастыря в сторону комплекса газеты «Известия». Здание типографии и редакции газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» было построено в 1925 - 1927 годах по проекту, составленному архитектором Григорием Бархиным при участии архитектора Ивана Звездина и инженера Артура Лолейта. Оно сохранилось по сей день, хотя редакция «Известий» его покинула в 2011 году.
Напомню историю этих фотографий...
Много лет назад в подвале одного из домов у метро "Сокол" я нашел несколько попорченных водой коробок со стеклянными и пленочными фото-негативами.
Оказалось, что эти коробки - часть личного архива профессионального фотографа Николая Кубеева. В годы войны Н.Д. Кубеев был фронтовым фотокорреспондентом и умер от последствий ранения в 1944 году. Подробно о Николае Кубееве читайте в предыдущей моей публикации:
Посмотрите публикации, посвященные изучению других фотографий Н. Кубеева: