На днях писал о серьезных потерях, которые несут силы специального назначения (SSG) армии Пакистана в Панджшере. Теперь уже ни у кого не остается сомнений, что в Афганистане работают пакистанские авиация, военные советники и спецназовцы. А в Сирии работают российские летчики, советники, бойцы ССО. Захотелось попробовать сравнить эффективность этой работы.
Какие операции рассматриваем:
В Афганистане – сопротивляющаяся провинция Панджшер. Время боев – сентябрь 2021 года.
В Сирии – повторно захваченный боевиками «ИГ»* город Пальмира и окрестности. Время боев – февраль-март 2017 года.
Важность поставленной задачи:
Афганистан – почему «Талибан»* поставил задачу во что бы то ни стало поставить Панджшер на колени и сделать это в максимально короткие сроки? Ведь можно же было договориться с Масудом, предоставить какие-то гарантии таджикам и с помощью компромиссов добиться мирного вхождения провинции в состав талибского государства? На этот счет есть несколько версий, и все они, скорее всего, верные. Во-первых: «Талибану» не нужен неподконтрольный район на северо-востоке страны, чтобы не допустить создания на его плацдарме нового «Северного альянса». Во-вторых: немалую роль тут играют изумрудные месторождения Панджшера, на которые талибам очень хочется наложить лапу. В-третьих: здесь находится стратегически важный перевал Саланг, контроль над которым позволяет осуществлять логистику между Кабулом и севером Афганистана, а главное – с Китаем. В-четвертых: комментаторы в моем канале уже писали о планах Поднебесной построить в Афганистане стратегическую железнодорожную магистраль, связывающую Китай с Ираном. Учитывая текущую политическую ситуацию, не удивлюсь, что Пекин торопил талибов с решением вопроса по Панджшеру и вообще таджикскому сопротивлению.
Сирия – вопрос контрудара по боевикам и взятия Пальмиры в феврале-марте 2017 года имел принципиальное значение, как в стратегическом плане, так и в вопросе престижа. Со стратегической точки зрения, владение Пальмирой позволяло сирийской армии полностью занять местные нефтегазовые месторождения. Контролировать обстановку в Восточном Хомсе, в т.ч. в историческом городе Эль-Каръятейне. Но все-таки главное: захват Пальмиры боевиками в декабре 2016 года ставил под вопрос все российские успехи в сирийской кампании. Город необходимо было вернуть! Пальмирская операция 2017 года находилась на личном контроле у Владимира Птина.
Силы Пакистана и России: Точное количество пакистанских и российских советников и спецназовцев в Афганистане и Сирии, по понятным причинам, неизвестно. Давайте будем считать, что эти силы сопоставимы. У России в Сирии явный приоритет в авиации. Пакистанцы вынуждены действовать тайно. Однако следует учитывать, что бомбить горы и город, который имеет огромное культурное значение для человечества – две большие разницы. Если в первом случае можно работать по площадям, то в Пальмире нужна филигранная точность бомбометания, да и то не всегда есть возможность нанести удар так, чтобы не повредить исторические здания.
Национальные силы (без учета спецназов ССО и SSG):
Афганистан – отряды «Талибана»* численностью до 10 тысяч человек, в том числе пуштунский спецназ «Бадри 313». Вооружение – стрелковое оружие, военизированные джипы, артиллерия, масса трофейной техники, оставшейся после вывода контингента НАТО.
Сирия – 5 добровольческий штурмовой корпус САА, 11-я и 18-я дивизии САА, группа «Шахин» (элитное тактическое соединение САА, специализирующееся на наступательных операциях), военный мухабарат (сирийская военная разведка) и «Охотники на ИГИЛ*» (сирийский спецназ). А также – отряды национальной обороны (местные племена), отряды «Хезболлы», и отряд «Лива Фатимиюн» (шиитские хазарейцы из Афганистана). Общая численность – около 7 тысяч человек, вооруженных стрелковым оружием и современной бронетехникой.
Ремарка: По моему мнению, если бы в бою сошлись исключительно сирийские силы, участвующие в атаке на Пальмиру, и отряды «Талибана»*, штурмующие Панджшер, то победили бы пуштуны. И не только из-за численного перевеса. Полагаю, что трудно во всем мире найти солдат, которые воюют хуже арабов.
Противники:
Аганистан – отряды Фронта сопротивления Панджшера численностью от 5 до 10 тысяч бойцов. Вооружение – стрелковое оружие, техника, оставшаяся в т.ч. после вывода ОКСВА.
Сирия - боевики ИГИЛ* численностью от 4 до 5 тысяч боевиков. Вооружение, стрелковое оружие, артиллерия, шахид-мобили, бронетехника.
Ход боев:
Сирия: 16 января 2017 года сирийские войска и их союзники (в том числе спецназ ССО) при массированной поддержке ВКС России начали наступление из района Т4 (аэродром Тияс провинция Хомс). К 1 февраля САА удалось вернуть контроль над заброшенной базой ПВО, деревней Биар Абу Тавваля, районом Бейт Джарбу Азу, а также зачистить от боевиков хребет Джебель Тияс и закрепиться в районе перекрестка Джахар. Таким образом был создан плацдарм для наступления непосредственно на Пальмиру. Надо отметить, что боевики ИГИЛ* в этот период не отсиживались в обороне, отчаянно контратакуя противника.
С 1 по 13 февраля удалось частично зачистить от террористов газовые поля Аль-Магр и Хайян. Всего за месяц наступления было освобождено более 800 кв. км территории к западу от Пальмиры (для сравнения - площадь Панджшера 3610 кв. километров).
16 февраля боевики ИГИЛ* пошли в свою последнюю решительную контратаку из района крупного населенного пункта Байрат. Сирийцам при поддержке бойцов ССО удалось отбить атаку.. В ходе ответного удара был захвачен Байрат, войска продвинулись на восток, оказавшись в 10 км. от Пальмиры.
20 февраля. На радиоуправляемом фугасе подрывается автомобиль с российскими военнослужащими. Четверо «двухсотых» и двое «трехсотых».
К 1 марту удалось окончательно зачистить от террористов газовые поля Аль-Магр и Аш-Шаир (что позволило обезопасить свои фланги) и выйти на «Пальмирский треугольник» (стратегическая развязка дорог на западе города). В этот день происходили самые кровопролитные бои этой войсковой операции. «Треугольник» переходил из рук в руки. Сирийцы держались, но в какой-то момент могли побежать. Террористы смертники атаковали правительственные войска на начиненных взрывчаткой шахид-мобилях. Чтобы переломить ситуацию, спецназ ССО РФ атаковал ИГИЛ*, вышел на юг Пальмиры и взял под контроль электростанцию. Надо отдать должное и сирийскому спецназу «Охотники на ИГИЛ*». Его бойцам в ночь на 2 марта удалось прорваться на запад Пальмиры и занять средневековый замок Фахр ад-Дина, что позволило взять под огневой контроль всю долину. Утром 2 марта сирийцы, их союзники и отряд ССО развернули наступление на центр Пальмиры с юга, запада и северо-запада. Поняв, что дальнейшее сопротивление бесполезно, боевики ИГИЛ* обратились в бегство, преследуемые российской и сирийской авиацией. К обеду над Пальмирой был поднят сирийский флаг. К вечеру от террористов был зачищен их последний оплот – аэропорт Тадмора.
Афганистан: О битве за Панджшер, конечно, не рассказать так подробно, как о сражении за Пальмиру. Но, кое-что узнать удалось.
К началу боевой операции - 2 сентября 2021 года - «Талибан»* стянул к ущелью внушительные силы. По сообщениям источников из Афганистана в соседних с Панджшером провинциях в Тахар, Бадахшан, Каписа и Парван осталось буквально по одному отряду террористов. Очевидно, что к этому же времени сюда прибыли отряды SSG – «Черные аисты» Пакистана.
3 сентября талибы и пакистанцы вошли в ущелье, где попали в грамотно устроенную засаду таджиков. Террористы не смогли продвинуться далее района Шотол, и несли серьезные потери от обстрелов с контролируемых масудитами высот.
Первая победа вдохновила бойцов Фронта сопротивления Панджшера и их сторонников. Бои перекинулись даже на район Андараб в соседней провинции Баглан. Однако в этот момент силы талибов зашли в Панджшерское ущелье с севера. Войнам Масуда пришлось разделиться, чтобы не быть атакованными с тыла. Это значительно ослабило их позиции перед превосходящими силами противника.
Есть еще три важнейших фактора, которые привели бойцов сопротивления к поражение. Во-первых: Неоценимую услугу «Талибану»* и пакистанцам оказал полевой командир Абдул-Хамид Хорасан. Он уроженец Панджшера и прекрасно знаком со здешной местностью и методами ведения боев в ущелье. Во-вторых: Как утверждают источники в Афганистане, некоторые таджики предали Масуда. Так, как говорят, имам и старейшины Парияна пошли на союз с талибами. В третьих: скорее всего 5 или 6 сентября по силам Масуда был нанесен мощнейший БШУ авиацией Пакистана. Причем индийцы, ссылаясь на свои данные, утверждают, что в налетах участвовали не только вертолеты и БПЛА, но и четыре штурмовика JF-7 (китайско-пакистанский истребитель-бомбардировщик), совершившие, как минимум, 20 боевых вылетов.
Как итог: уже 6 сентября «Талибан» заявил о победе и полном контроле над Панджшерским ущельем. Победу нельзя назвать безоговорочной. Да, все крупные населенные пункты и дороги Панджшера сейчас контролируются талибами. Но есть небольшие районы, подконтрольные партизанам Масуда. Говорят, что сейчас талибы проводят массовые зачистки среди таджиков. Они понимают, что из-за каждого камня могут ждать очередь себе в спину.
Выводы:
Операция в Сирии длилась 1,5 месяца и закончилась полной победой правительственных войск и отрядов ССО РФ. Россия (по официальным данным) потерла 4 человек убитыми и двоих раненными. Пальмира и окрестности находятся под контролем Сирии.
Основной этап операции в Панджшере длился 4 дня. Безоговорочный контроль над провинцией не установлен. Дальнейшие перспективы «Талибана» в ущелье туманны. Пакистанский спецназ (по заслуживающим доверия, но неподтвержденным данным) потерял не менее 12 человек погибшими и более 200 раненными.
Так кто же оказался эффективнее, российские военные советники и спецназ или их коллеги из Пакистана? Вопрос дискуссионный.
* «Талибан» и «ИГ» признаны Верховным судом Российской Федерации террористическими, экстремистским организациями, их деятельность запрещена на территории России.
Илья Гусаров