Какое содержание вкладывал знаменитый писатель в приведенную фразу о бедности, стыде и «дешевке»? На непростой вопрос можно предложить много ответов, но один из них будет более всего соответствовать его размышлениям о настоящем и будущем Родины. Совершенно правильно и вы подумали: в общем виде речь идет о многовековой нищете русского народа, к которой он давно привык и утратил «стыд» от своей беспомощности, за исключением время от времени возникающих бунтов и восстаний, не снимающих обвинение в «дешевой» оценке.
Много было пророков в своем отечестве, предлагающих радикальные меры для улучшения жизни российского этноса: от «медных», «хлебных» и прочих мелких бунтов, кровавых восстаний Стеньки Разина и Емельки Пугачева, безрассудных с бомбами революционеров-народников, других патриотов и праведников, зовущих «Русь, к топору». Все эти недовольства разбивались о неприступную стену царизма и холуйства самого же народа из преданных и оглупленных попами солдат, казаков, дворников.
На свой же собственный вопрос: «Как обустроить Россию?» получивший Нобелевскую премию за обливание родной земли грязью А.Солженицын констатирует причины всех бед и неурядиц, предлагает известные рецепты для устранения не излечимой по его рекомендации социальной болезни.
«Я пришел дать вам волю» - такими словами назвал свое сочинение Василий Шукшин, человек с характером открытого борца за социальную справедливость на страницах литературных произведений и на киноэкране. Сын простых крестьян он глубоко познает столичную жизнь и отражает ее в своем творчестве со свойственными ему критическими, подчас язвительными, оценками. Герои сборников памфлетов «Миль, пардон мадам»», «Беседы при ясной луне», кинофильмов «Печки-лавочки», «Калина красная» трогают читателя и зрителя остротой поднятых проблем, яркостью сюжетов, самобытностью литературного стиля.
Ознакомившись с рукописью повести А.Пушкина «История Пугачева», Николай I зачеркнул название и вместо его написал «История пугачевского бунта», тем самым дал понять, что руководитель крестьянского восстания не заслуживает увековечивания своего имени на обложке исторического произведения. После подавления выступления декабристов император настолько был перепуган неповиновением «верноподданных», что сам лично просматривал подозрительные рукописи и учинил самую строгую цензуру на их издание. Повесть Пушкина так и осталась неопубликованной при жизни автора и сохранилась в архивных документах. Многие талантливые произведения отечественной культуры постигла участь долгие годы пролежать на «полке» или остаться неизвестными, в основном по приговорам чиновников-ретроградов.
Замысел романа Шукшина под названием «Я пришел дать вам волю» складывался несколько лет и был завершен в рукописи 1968 года. Он посвящен программному раскрытию образа народного бунтаря и является не просто художественным произведением, а основан на исторических документах, с которыми автор знакомится по литературным источникам, в беседах с местными жителями, в музейных архивах городов, где проходили восстания крестьян и казацкой вольницы под предводительством Степана Разина.
Сочинение Шукшина публикуется в журнале «Сибирские огни», затем отдельной книгой выходит в солидном издательстве «Советский писатель», что свидетельствует о лояльном отношении властей к творчеству уже известного автора не совсем угодных произведений. Название романа придумано на «эзоповском языке», иначе и быть не могло во времена, когда давление политической цензуры не позволяло широко пропагандировать не только бунтарский дух настоящего времени, но и прошлых исторических событий. Граждан, не лояльных по отношению к существующему строю, прятали в тюремные камеры, психушки, в лучшем случае вышвыривали за границу к принимающим с удовольствием зарубежным единомышленникам и «друзьям» нашей страны.
В период брежневского «застоя» хрущевская «оттепель» еще не окончательно изжита, имя Шукшина остается известным в роли полезного, допустимого разоблачителя общественных недостатков. На правдивый «роток не накинешь платок», как бы этого не хотелось коммунистической идеологии. Сокрыть замысел романа под «нейтральным» названием было надежным способом не привлечь «недремлющее око» партийной инквизиции.
Исключительно ли литературно-историческую ценность имеет и сохраняет для потомков произведение Шукшина? Автор не только описывает бунтарский дух эпохи Степана Разина, но и нацеливает на преодоление негативов современной жизни. Но «дать волю» народу - дело опасное. Вместо слова «воля» можно написать «свобода», настолько они кажутся синонимами, однако имеются различия.
«Сладкое слово свобода» близко всем живым организмам, уж тем более человеку. Но и в живой природе свобода иллюзорна, в ней господствует жестокая борьба за существование, в которой побеждают сильнейшие организмы, обладающие потребностью и волей к выживанию. Стремления и способности у живых существ создаются естественным отбором, в человеческом обществе они продукт осознанного поведения и творчества неравнодушных людей.
Именно данный момент сознательной борьбы за освобождение от социального насилия, за справедливость, который заключен в понятии «воля», имел в виду Шукшин, когда вкладывал в это слово бунтарский дух Степана Разина. И пусть историческое его имя сохранится не только в наименовании пивоваренного завода и на этикетках его продукции.
Когда болит живот, уже не до нежных обниманий и поцелуев, но есть люди, которые, вопреки тому, что им с детства втолковывалась догма «нельзя за флажки», своим творчеством пытаются лечить социальные болезни. Соратник Шукшина в выпалывании общественных «сорняков» Владимир Высоцкий подводит итог дискуссии по поводу причин неурядиц в стране призывным выкриком одного из обитателей психушки:
Нам вождя недоставало,
Настоящих буйных мало –
Вот и нету вожаков.
Книгу о Степане Разине Шукшин планировал закончить после съемок фильма «Они сражались за Родину», был обнаружен мертвым в каюте теплохода, на котором жила съемочная команда. По мнению друзей и артистов (Г.Бурков, А.Панкратов-Черный), уйти в иной мир писателю помогли «доброжелатели» из компетентных органов, чтобы не поведал свои мысли о желании «дать волю». Творчество истинных патриотов в борьбе за общее дело - особая страница, оставленная на память неравнодушным потомкам. Испытали они и «барский гнев, и барскую любовь», заслужили безграничное поистине народное и международное признание.
Вместе с поэтом остается жить оптимистической надеждой:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А.С.Пушкин. К Чаадаеву