Найти в Дзене
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 7:16-19. Запрос Иоанна Крестителя

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности» (Лук.7:16,17) – слава Христа быстро распространялась по всей Иудее благодаря тому, что Он воскресил из мертвых человека. Такое было под силу только великому Божьему пророку, такому как Илия или Елисей. Эта весть проникла в темницу, где томился именно такой пророк. «И возвестили Иоанну ученики его о всем том» (Лук.7:18).

Где находилась эта темница? В каком месте страдал узник Иоанн? Несомненно, он находился в Галилее или в Перее (Десятиградии) – в одной из этих областей, подведомственных Ироду Антипе. Поскольку Перея не имела крупных административных центров и находилась в стороне от торговых путей, Ирод обосновался в Галилее. На берегу Галилейского моря, в живописном месте он основал столицу, подобострастно назвав ее Тивериадой в честь тогдашнего императора Рима.

Большинство комментаторов, исследователей и историков, полагаясь на свидетельство Иосифа Флавия, считают, что Иоанн был помещен в темницу крепости Махер, которую когда-то построил Ирод Великий на берегу Мертвого моря. Однако есть большое сомнение в том, что Ирод Антипа устроил роскошный пир в свой день рождения, на котором танцевала дочь Иродиады, именно в таком, отдалённом от столицы пустынном месте. Поэтому скорее всего Иоанн томился в подземелье царского дворца в столице Галилеи Тивериаде.

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что Тивериада находилась на побережье Галилейского моря в трех часах пути от Капернаума. Неподалеку от столицы располагалось селение Эммаус, куда направлялись из Иерусалима двое учеников Иисуса после Его смерти. Эти места славились не только прекрасными видами на Галилейское озеро, но и своими теплыми источниками, почитавшиеся как целебные.

«И возвестили Иоанну ученики его о всем том» (Лук.7:18).

О чем возвестили ученики Иоанну? Да, Иисус – великий Чудотворец. Да, Он воскресил мертвого человека. Да, Он истинно пророк Божий. Но почему Он оставил тебя в темнице? Почему не освободил до сих пор? Вот уже шесть месяцев ты не можешь нести свое служение, а Ему и дела нет. Как же мы можем почитать Иисуса за Мессию, если Он не помогает тебе?

Эти вопросы смутили Иоанна. До этого он ни капли не сомневался в том, что Иисус – Агнец Божий, назначенный Богом Мессия, Которому надлежит взять на Себя грех мира. Иоанн видел Духа Святого в образе голубя. Он слышал голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Эти свидетельства укрепляли его веру.

Но с другой стороны его смущало и то, что он знал по информации учеников, часто приходящих к нему, что Христос находился в Капернауме. И пророк ожидал, что находясь от него всего в трех часах пути, Иисус не пройдет мимо Тивериады, столицы Ирода. И поскольку в представлении Иоанна Мессия – это царь освободитель, то, находясь под влиянием иудейских представлений о Мессии, Иоанн ожидал, что Иисус возьмет власть, разгонит стражу, сместит Ирода с престола и освободит его, Иоанна.

И каково же было его разочарование, когда он узнал, что Иисус направился не вдоль побережья на юг, к Тивериаде, но отклонился к юго-западу и прошел 40 км до неприметного селения Наин.

К чести Иоанна надо сказать, что даже такое разочарование не поколебало его веры. Несмотря на то что ученики чуть ли не убеждали его в том, что Иисус – ложный Мессия. Иоанна более всего огорчало и разочаровывало не то, что Иисус оставил его, - он привык быть в одиночестве,- но то, что он, Иоанн, оказался в своих глазах плохим учителем, воспитав таких маловерных и сомневающихся учеников. «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лук.7:19).

Он сделал это не ради себя, хотя ему очень хотелось услышать от Христа слова одобрения в свой адрес. Он сделал это ради своих учеников: «Раз вы сомневаетесь, тот ли это Христос, пойдите к Нему и удостоверьтесь сами», - именно таким был мотив Иоанна, когда от отправил учеников с запросом.

Именно о них он заботился более всего, а сам он продолжал думать так, как говорил им еще будучи на свободе: «Ему должно расти, а мне умаляться».