Стендап-комедия – искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией со своим юмористическим материалом. Раньше занятие стендапом для большинства казалось чем-то странным. Все знали только лишь Comedy Club, который долгое время являлся своего рода монополией в мире юмора. За последние пару лет стендап в нашей стране вышел на совершенно новый уровень и достиг максимума своей популярности. Сейчас чуть ли не у каждого человека есть хотя бы один любимый комик, а любой желающий может попробовать себя в этом жанре. Так из-за чего же такой рост популярности? Давайте разбираться.
Откуда вообще взялся Стендап?
Ораторское искусство с вкраплениями комедии появилось еще 18 веке. Раньше выступления выглядели как настоящие шоу, проходящие в варьете при участии как комиков, так танцоров и музыкантов.
Первые комики часто выступали в ночных клубах, которые в свою очередь были под контролем мафии. К 40 годам появился термин «стендап-комедия», у мафии значило, что это нечто «проверенное» и «надёжное». Далее название потеряло свой прежний смысл и стало означать просто комика, выступающего на сцене.
К 70 годам произошел настоящий переворот в этой индустрии. По всей Америке строились новые клубы, данный жанр стал основной юмора в США. Отцами-прародителями стендап-комедии по всему миру считают американских комиков: Ленни Брюса, Джорджа Карлина, Билла Косби, Вуди Аллена. Именно они стояли у истоков и сделали из стендапа тот продукт, который мы видим сейчас.
В России стендап начал развиваться только в 2000 годах. Интерес к нему формировался и рос благодаря записям и переводам выступлений зарубежных комиков. В некоторых регионах образовывались небольшие клубы. В 2013 на телеканале ТНТ было создано масштабное шоу «Stand Up».
«В какой-то момент ночные клубы начали отмирать, весь этот гламур перестал быть интересен». Откуда любовь к стендапу в России?
На этот вопрос дал ответ комик Александр Незлобин в интервью каналу ВПИСКА: «В России, особенно сейчас, есть запрос на искренность, на правду, на честность и люди очень это чувствуют. Стендап это и есть новая искренность, которая остроумно говорит об обычных вещах. Стендап – это когда ты проснулся, оделся и поехал на метро выступать. Ты просто говоришь о том, кто ты».
Этот жанр – своего рода феномен, он просто разорвал всевозможные шаблоны. Во-первых, размылась граница между зрителем и выступающим, за счет того, что материал довольно откровенный, и преподносится он простым языком. Во – вторых, теперь на сцену с микрофоном можно выходить не будучи певцом, и при этом получать довольно приличные гонорары: «За один концерт можно заработать тысяч 350» - комик Алексей Щербаков в интервью Юрию Дудю. Не зря говорят: «Стендап – новый рэп».
Раньше для того, чтобы набрать свою аудиторию, получить опыт живых выступлений и сделать себе имя – все шли в КВН. Чтобы занять там свое место под солнцем, надо было приложить очень много усилий: «Чтобы просто рассмешить людей, надо заплатить, организовать команду и чем выше лига, тем больше денег нужно» - комик Нурлан Сабуров о КВН.
Сейчас же можно обойтись без костюмов, плясок, песен, миниатюр и прочего. Нужно просто взять в руки микрофон и рассказать свой материал в местном баре. И сделать это может абсолютно любой юный комик. Существует довольно большое количество стендап-площадок, где ребята могут попробовать себя в юморе (Standup Club #1, Stage Standup Club и т.д.). Такие площадки если чуть ли не в каждом городе, а выступления чаще проходят в формате открытого микрофона.
Интернет – одна из главных причин роста популярности стендапа.
На данный момент, в поисках общественного признания начинающему комику вовсе не обязательно пытаться попасть на ТВ. Конечно, ТНТ по-прежнему не сдает позиции и остается главным юмористическим телеканалом страны. Однако также стремительно развивается YouTube, без него многие уже и не представляет своей жизни. Именно он помог так сильно популяризировать стендап, да и в целом юмор, особенно среди молодежи.
Почему так происходит? «Ютуб это идеальная площадка для стендапа, потому что нигде больше ты не можешь так искренне, быстро, честно и недорого говорить со зрителями» - комментирует комик Александр Незлобин в одном из интервью.
Сейчас очень важно «параллельное» развитие и привлечение абсолютно разной аудитории. Для комика основополагающее - это живое выступление перед публикой, но также важно монетизировать свои труды в интернете. Популярная практика - выкладывать свои концерты на YouTube, там они собирают огромное количество просмотров. Например, концерт белорусского комика Вани Усовича за три месяца набрал около 10 миллионов просмотров и очень полюбился зрителям.
Standup Club № 1 также завел свой канал и радует зрителей большим количеством различных шоу, тем самым привлекая новых людей в мир юмора. Если аудитория именитых комиков примерно 35+, то комиков на ютюбе в среднем смотрят люди от 20.
В целом, за последний год наблюдается тенденция возрастания интереса зрителя к юмору в интернете. Яркий тому пример - шоу «Что было дальше?», о котором хоть раз слышали даже те, кто не интересуется миром комедии.
Также, небезызвестный журналист Юрий Дудь, часто зовет к себе в гости комиков, из последних - вышеупомянутый Ваня Усович, Евгений Чебатков, Алексей Смирнов. И судя по реакции и отдаче зрителя, сейчас на это очень высокий спрос.
Сдендап рассказывает о проблемах и переживаниях людей в шуточной форме, это некая психотерапия, как для самого комика, так и для зрителя. Этот жанр - целая история человека и общества. Можно с уверенностью сказать, пока у людей есть потребность в честности, искренности и правде, пока интересные юмористические проекты будут создаваться, тенденция «становиться комиками» сохранится и будет набирать все более и более серьезные обороты.