Марина Бойкова берет интервью специально для "Лилит":
После какой роли к вам пришла известность и вас стали узнавать на улице?
Естественно, после «Сердца Бонивура» (1969 год), где я играл этого героя-комсомольца. Но до этой картины я снялся уже в двенадцати фильмах. Потом было еще несколько картин, которые я считаю очень удачными. Моя любимая – «Три дня Виктора Чернышева». Сначала фильм назывался «Простые парни», но цензура не пропустила – разве могут советские парни быть простыми?! Но это были точное название. Фильм рассказывал про ребят, которые стоят во дворах, курят, хвастаются победами над женщинами… Ну, такие – ни к чему не стремящиеся, ни о чем не мечтающие. Тем не менее эти парни – более положительные герои, чем мой, которого в фильме зовут Антон. В общем, я там играю плохого человека.
У вас необычная внешность, позволяющая вам играть как очень хороших, правильных людей, так и плохих. Не всем актерам так везет!
Знаете, был у меня такой фильм – «Без права на ошибку» 1975 года, первый советский фильм, где главная роль – у откровенного негодяя, которого я там как раз и играю. Так вот, после этой роли я получил примерно столько же писем от поклонниц, сколько и после «Сердца Бонивура».
Поклонницы, наверное, всегда вас донимали?
Я не был, конечно, обделен женским вниманием, по молодости у меня было множество романов. Но эти истории возникали вовсе не на моем актерском успехе, некоторые из моих подружек (а среди них были и иностранки) вообще узнавали, что я снимаюсь в кино, уже в разгар отношений. Поклонницы – да, были, сужу по тем письмам, о которых уже сказал, но где-то подкараулить Прыгунова они не могли, поскольку своего угла у меня в те годы не было, я мотался по друзьям. Да и не до этих девушек было, если честно, потому что и без них жизнь шла бурная. Страшно вспомнить! Она продолжалась, пока я не женился, но брак, увы, оказался недолгим. Жена, ее звали Элла, погибла в автомобильной катастрофе, наш сын (Роман Прыгунов, российский кинорежиссер. – Прим. авт.) тогда был совсем маленьким. И прошло немало лет, прежде чем я встретил свою нынешнюю супругу. Ее зовут Ольга, и я ее обожаю. Мы вместе уже больше 35 лет. Добавлю лишь, что обе мои жены – не актрисы, Элла работала в МИДе, Ольга была помощником режиссера на трех картинах, в которых я снимался.
В 1974 году ваше лицо украсило обложку «Советского экрана» – мечта всех актеров тех лет!
Это была единственная обложка в этом журнале с моей физиономией, и к ней прилагалась статья. Элла, моя первая жена, когда ее прочитала, заплакала. Где-то журнал у меня лежит, сохранился. Что там было написано? Что моя первая роль в фильме «Увольнение на берег» была очень неудачной, якобы я ее чуть ли не провалил. Вторая – в «Утренних поездах» – тоже оказалась слабой. При этом обе картины хорошо были приняты зрителями, и не было по ним никаких разгромных рецензий. Дальше в статье говорилось, что более-менее у Прыгунова получилась роль итальянца в картине «Они шли на Восток». Между прочим, в этот советско-итальянский фильм я попал благодаря тому, что режиссер Джузеппе Де Сантис, увидел меня в тех же «Утренних поездах» и сказал: мне нужен этот актер. И другого исполнителя уже брать не хотел! В результате я сыграл роль, изначально предназначенную для Энтони Перкенса, американского актера, суперзвезды, но тот запросил слишком большой гонорар – миллион долларов. А я в итоге получил 670 рублей.
Тогда странно: почему же такой «не слишком талантливый» актер попал на обложку?
По требованию зрителей! Просто журнал завалили письмами советские граждане, которые считали меня хорошим актером. А статья была выдержана в таком тоне, потому что я уже тогда считался неблагонадежным – слишком смело высказывался, дружил с опальными поэтами и художниками, не шел на сотрудничество с КГБ… Я ведь до 1977 года много снимался в соцстранах – в ГДР, Болгарии, Венгрии. А потом, после того как меня четыре часа на Лубянке вербовали, но цели своей не достигли, я вообще стал невыездным. А мог бы сниматься во Франции, в Италии, в США – везде предлагали роли. Меня выпустили за границу только когда мне исполнилось 50 лет. И с начала 90-х я сыграл роли в 13 или 14 западных фильмах. Скажем, первый американский фильм, в котором я сыграл, это «Святой» с Вэлом Килмером в главной роли. В канадском фильме «Сумма всех страхов» я снимался с Беном Аффлеком и Морганом Фрименом, гениальными актерами и совершенно прелестными людьми. Знаете, в молодости в картинах соцстран я чаще всего играл солдатиков, а в зрелые годы в западных картинах – российских генералов. (Смеется)
Начало интервью ЗДЕСЬ, продолжение ТУТ. Подпишись на наш канал!
Марина Бойкова, Москва, специально для «Лилит» * Источник фото: kino-teatr.ru