Найти тему

Русская иконописная школа. Символика иконы #2

Часть 2. Символы и знаки

Иконопись – одно из самых емких по своему содержанию явлений в изобразительном искусстве. Ее первичное предназначение – оказание помощи в постижении Истины и понимании Евангельских сюжетов людям, не умеющим читать. Являясь посредником между человеком и небесным миром, икона пересказывает священную историю, но не словами, а доступным для человека любой национальности универсальным языком света, цвета, сюжета, линий и символов. При этом она строится по принципу текста. Каждый элемент ее прочитывается как знак. При чем у этих знаков довольно широкий диапазон толкования. В этой связи понимание иконы требует длительного созерцания с участием не только и не столько глаз, но и сердца.

С течением времени основной задачей иконописца стало оказание помощи человеческому сознанию в переходе из мира материального в мир духовный, а затем – поиску собственного пути к Преображению. С этой точки зрения иконопись не имеет отношения к искусству в обычном его понимании – в образном осмыслении и отображении художественными методами окружающей действительности. В данном случае иконопись является главным методом познания неочевидного, где главным является не форма, а содержание.

Непосредственно на иконе изображения символов сочетаются и взаимодействуют с другими формами художественного выражения.

Первыми обращают на себя внимание признаки святости сюжетов. Основной из них – нимб. Это отображение Божественного света в виде золотого круга, сияющего вокруг головы. Он свидетельствует о преображении человека, соединяющегося с Богом.

Икона «Спас Вседержитель», VI век, монастырь Святой Екатерины, Синай. Источник: https://ru.wikipedia.org
Икона «Спас Вседержитель», VI век, монастырь Святой Екатерины, Синай. Источник: https://ru.wikipedia.org

Круг, не имеющий начала и конца, сам по себе является важным символом, означающим вечность.

Икона «О тебе радуется», конец XV века, Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре, г. Кириллов, Вологодская область Источник: http://temples.ru
Икона «О тебе радуется», конец XV века, Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре, г. Кириллов, Вологодская область Источник: http://temples.ru

Икона «Спас нерукотворный», 1658 год, иконописец Симон Ушаков Источник: http://www.nsad.ru
Икона «Спас нерукотворный», 1658 год, иконописец Симон Ушаков Источник: http://www.nsad.ru

Разновидность нимба – мандорла, вытянутое по вертикали миндалевидное сияние славы вокруг фигур Иисуса Христа и Божьей матери.

Мозаичная икона «Преображение Господне», около 1200 года, Лувр, Париж. Источник: https://ru.wikipedia.org
Мозаичная икона «Преображение Господне», около 1200 года, Лувр, Париж. Источник: https://ru.wikipedia.org

Свет – одно из имен Бога. Лучи света с небес – символ божественной благодати. Один луч, пробивший тучи – символ Святого Духа. Три луча указывают на участие в Божественном деянии всех лиц Святой Троицы. Свет на иконе может быть спокойный и ровный, радующий душу и согревающий, струящийся как Божье дыхание на вечерней заре, а может быть резкий, блистающий и ослепительный как удар молнии, как Слава и Гнев Господень.

В русской иконописи лики и предметы не освещаются внешним источником света и не отбрасывают тени. Тень отсутствует в небесном мире. Все сущее на иконе создано светом, полно им и излучает собственное свечение, освещая все вокруг.

Особое значение придается изображению так называемого Фаворского света – визуального воплощения Силы Божьей, энергии сущности, действия и присутствия Бога. В данном случае свет и есть сам Бог. Фаворским светом просиял Иисус Христос в момент Преображения на горе Фавор. И всякий раз в молитве таинственное небесное сияние вновь снисходит на верующих, как свидетельство сокровенного общения с Господом.

Три звезды на одеянии Богородицы – знак Ее девства до, во время и после Рождества Христова.

Икона «Преображение Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор», около 1303 года, иконописец Феофан Грек Источник: https://www.pinterest.ru
Икона «Преображение Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор», около 1303 года, иконописец Феофан Грек Источник: https://www.pinterest.ru

Не случайны на иконе и изображения животных и растений. Повсеместно встречающимся и указывающим на Иисуса Христа образом стал агнец. Будучи, прежде всего, символом самого Спасителя, он распространялся и на апостолов, и на христиан вообще.

Декоративная на первый взгляд виноградная лоза с разветвленными ветвями означает Христа, его церковь, рай, землю обетованную и таинство причастия; павлин – бессмертие; пеликан – вечную жизнь, воскресенье и чадолюбие; лев – силу и могущество; орел – юность; птица феникс – воскресение; петух – пробужденную мысль христианина; лилия – чистоту; дуб – древо жизни (под дубом Господь, в образе трех ангелов, сообщил Аврааму радостную весть о скором рождении сына); цветок анемона – символ скорби Божьей Матери. Пещера может выступать как в качестве убежища отшельника, так и представлять собой вход в преисподнюю.

Особая роль отводится голубю, символу Святого Духа. При этом голубь, держащий в клюве ветвь – воплощение духа милосердия и сострадания; голубь с оливковой ветвью – мира в душе; голубь с пальмовой ветвью – мир на земле и на небе; голубь с виноградной гроздью – христианскую душу, вкушающую от небесных благ.

Не меньшее значение в иконописи придается выбору предметов. В частности, Апостол Павел обычно изображается с Евангелием в руках. У Апостола Петра – ключи от Царствия Небесного, врученные ему Спасителем. Пророки иногда держат в руках пергаментные свитки с изречениями и молитвами, а целители – коробочки с лекарствами и лжицы (длинные узкие ложечки). Стилус или стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность Святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтырь.

Икона «Иоанн Богослов», вторая четверть XV века, Новгород Источник: https://www.icon-art.info
Икона «Иоанн Богослов», вторая четверть XV века, Новгород Источник: https://www.icon-art.info

Святые мученики предстают с крестами в руках, как знак следования за Иисусом по пути жертвенности. При этом особо подчеркивает тяжесть страданий, перенесенных за веру, крест красного цвета.

Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки – «меч духовный», орудие молитвенного подвига. Святые иконописцы Андрей Рублев, Алепий Печерский и другие держат в руках написанные ими иконы.

Указующий перст или рука (десница) с небес на иконе символизирует Божественный промысел, дом – созидание и рукотворный мир, гора и лестница – духовное и нравственное восхождение. Посох или труба в руках у ангела – признак небесного вестника, копье в руках святого – победы над темными силами.

Три звезды на мафории (покрывало, покров) Богородицы – знак Ее девства до, во время и после Рождества Христова.

Одеяния святых также соответствуют их прижизненному чину. Различают ризы и головные уборы апостольские, святительские, монашеские и другие. Пурпурные мантии являются атрибутами Святых императоров и князей, а плащи и доспехи – православных воинов, омофор (длинная широкая лента, украшенная крестами) – святителей. Вместе с тем чаще всего одежду святых составляет хитон (длинная рубаха до пят) и гимантий (плащ).

Икона «Девять мучеников Кизических», конец XVIII века, Поволжье Источник: https://www.icon-art.info
Икона «Девять мучеников Кизических», конец XVIII века, Поволжье Источник: https://www.icon-art.info

Святые мученики могут предстать обнаженными или полуобнаженными в знак полной приверженности Господу. Частично раздетыми пишут аскетов, пустынников и юродивых, а полностью голыми – бесов, «лишенных одежд, как и всякого блага». Нагота прародителей Адама и Евы, пребывающих в Эдеме, напротив, символизирует невинность и чистоту помыслов до грехопадения.

Икона «Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский», конец XV – начало XVI  века, Новгород Источник: https://www.icon-art.info
Икона «Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский», конец XV – начало XVI века, Новгород Источник: https://www.icon-art.info

Семь Церковных таинств на иконе представляются: Крещение – сосудами с водой; Миропомазание – гипсовыми сосудами с миррой; Соборование – сосуды с елеем (маслом); Священство – благословляющая рука; Исповедь – два глаза; Причастие – дискос (металлическое блюдо на массивной подножке) и чаша.

Жесты рук, как и выражение глаз, передают в иконописи огромный объем информации. Святые не жестикулируют, каждое движение рук – священнодействие. Жест может быть благословляющим, предчувствующим, благоговейным или иным. При благословлении именем Господа пальцы правой руки (десницы) складываются в буквы I и X (Иисус Христос).

Икона «Святой Преподобный Сергий Радонежский», конец XIX века, иконописец Дмитрий Корин Источник: https://www.icon-art.info
Икона «Святой Преподобный Сергий Радонежский», конец XIX века, иконописец Дмитрий Корин Источник: https://www.icon-art.info

Благословление именем Святой Троицы осуществляется троеперстным сложением.

Икона «Николай Чудотворец Зарайский», XVI век Источник: www.sofija.ru
Икона «Николай Чудотворец Зарайский», XVI век Источник: www.sofija.ru

Открытая ладонь, обращенная к молящемуся, означает праведника. Изображенному на иконе нечего скрывать, он открыт для людей, в нем нет хитрости и тайных мыслей. Две раскрытые у груди ладони, обращенные к молящемуся, означают передачу благодати и мягкий призыв к искренности в молитве. Скрещенные руки символизируют крест. Рука, прижатая к груди, означает сердечное сопереживание, а поднятая вверх – призыв к покаянию.

Фрагмент фрески «Богоматерь Молящаяся», собор Святой Софии в г. Киев, XI век Источник: http://id-ua.com.ua
Фрагмент фрески «Богоматерь Молящаяся», собор Святой Софии в г. Киев, XI век Источник: http://id-ua.com.ua

Зачастую на иконе можно увидеть различные надписи. Они поясняют то, что затруднительно выразить красками. Они могут означать сокращенные имена Иисуса, Богоматери и Святых, наименования событий, выдержки из текста Евангелия; тексты молитв, биографические сведения и многое другое. Нередко надпись представляла собой элемент живописи или каллиграфии, предназначенный для украшения основного изображения или заполнения фона.

Принципы и художественные средства иконописи формировались в течение многих веков. Однако они живы и актуальны в настоящее время. Ищущим свое место в мире, собственного пути к Богу и воплощения себя в творчестве поможет «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется, преумножается и изучается наследие старых мастеров, древний язык христианских символов, профессиональные секреты и приемы, не преподаваемые в обычных учебных заведениях.

Основателем и руководителем «Русской иконописной школе «РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений православных художников. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики шаг за шагом добиваются потрясающих результатов.

Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учится. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что он вовсе не умеет рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже не державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы.

Изучив иконопись в нашей школе, Вы сможете самостоятельно написать иконы для своих детей, внуков и близких людей, что станет для них бесценным памятным подарком. Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.

Часть 1

Вы можете познакомиться с "Русской Иконописной Школой"РИШ", посмотрев наши видео: