Уметь различать и «судить» свои собственные сердечные помышления относится к важнейшим умениям христианина. Но и в то же время к труднейшим.
Мы и намерения других людей можем различать далеко не всегда. Что уж там говорить о сердце, на которое воздействуют невидимые бестелесные духи.
Итак, когда невидимая духовная сила воздействует на наше сердце, мы не можем этому воспрепятствовать, но не можем этого не чувствовать.
Об источнике этого воздействия нам остается судить только по его качеству.
Что же по этому поводу говорил батюшка Серафим?
«Когда человек примет что-либо божественное, то сердце радуется; а когда диавольское, то смущается».
Итак, первый критерий отличия – радость и смущение.
Однако, к сожалению, наши испорченные сердца могут радоваться и всякой мерзости, туда приходящей.
Алкоголик радуется мыслям о возможности напиться, сребролюбец – новым возможностям обогащения, блудник – сексуальным искушениям.
Так что, надо присматриваться еще к качеству самой радости.
Однако батюшка Серафим утверждает, что когда в сердце входит что-то Божественное, то оно не потребует дополнительного «убеждения».
Как такое может быть?
«Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует еще другого со стороны убеждения в том, точно ли сие от Господа; но самым тем действием убеждается, что оно небесное: ибо ощущает в себе плоды духовные: любовь, радость, долготерпение, благость милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5. 22)»
Теперь понятно.
Если мы действительно ощущаем в сердце вместе с пришедшей туда радостью что-либо подобное, то можно не сомневаться – на наше сердце воздействует Бог.
Любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие... Эти качества могут прийти только от Бога.
Правда, можно только посетовать, как редко наша сердечная радость сопутствуется подобными плодами.
Наши радости, как правило, связаны с собственным удовольствием или их предвкушением.
Так что об их «Божественности» говорить не приходится – это порождения нашего собственного эгоизма.
Но есть же еще и дьявол. Как распознать его воздействие на сердце? Что об этом говорит батюшка Серафим?
«Напротив же, хотя бы диавол преобразился и во ангела светла (2 Кор. 11.14), или представлял мысли благовидные; однако сердце все чувствует какую-то неясность и волнение в мыслях».
Обратим внимание сначала на дьявольскую тактику.
Ему приходится маскироваться – и самому принимать вид светлого ангела и мысли представлять как бы «благовидные».
И в этом сложность его распознавания. Но есть все-таки косвенный критерий. В сердце возникает «неясность» а в мыслях – «волнение».
По этому поводу, продолжает далее батюшка Серафим, «св. Макарий Египетский говорит: хотя бы (сатана) и светлые видения представлял, благого действия подать отнюдь не возможет: чрез это и известный знак его дел бывает (Слово 4, гл. 13)».
Итак, никаких настоящих духовных плодов (любовь, радость, долготерпение…) дьявол подать в сердце не в состоянии. Это и есть главный критерий отличия его воздействий от Божьих.
В сердце после его воздействия – спутанность и «неясность», а в мыслях – «волнение».
Наверно, каждый может вспомнить подобное свое состояние. Когда, вроде как и думаешь или мечтаешь о чем-то хорошем и добром, а чувствуешь себя подобным образом.
Неясно, как к этому подступиться и на душе – тяжесть и неприятное волнение.
Представьте, вам пришло в голову открыть приют для бездомных собак или пожертвовать на это дело деньги.
Побуждение, кажется, благое, но в душе все-таки неясность и волнение: с чего начать, как подступиться, кому дать деньги?.. Да и еще и пробивается еще одна «мыслишка»: может, прежде чем о животных – о людях стоит подумать…
Что ж – теперь мы знаем, что все это может говорить о том, что на сердце, несмотря на внешнюю благость побуждения, воздействовал не Бог, а сатана.
Подведем итог. Вот что батюшка Серафим говорит в заключении:
«Итак, из сих разнообразных действий сердечных может человек познать – что есть божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: От действа сможешь познать воссиявший свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанинский (Добротолюбие, ч. I)»
Значит, судим не по факту «света» и не по внешней «благости» побуждения, а по духовным плодам, которыми они сопровождаются. И не ошибемся.
Но здесь следует добавить одну небольшую, но существенную ремарку.
Все вышеописанное касается только христиан, тех, у кого в сердце стоит на первом месте Иисус Христос как Господь и Спаситель.
Обратите внимание, что батюшка Серафим еще в самом начале говорил именно о «сердце христианском», которому предстоит «убеждаться» в том, кто на него воздействовал.
Всех нехристиан – увы! – это не касается.
У них нет возможности разобраться в том, кто воздействует на их сердца. Они все будут принимать за «свое».
Ибо умением и возможностью «различать» духовные воздействия обладает только христианское сердце, которому Христос дает средства различения добра и зла.
Людям, в сердце которых нет Христа, - это не под силу.
А по-другому и быть не может.