1. В 2017 году в Минске вышла унылая книга Светланы Михайловны Алейниковой «Русский мир»: белорусский взгляд: монография».
Зачем учёная дама через столько двоеточий вынесла в заголовок слово «монография», остаётся загадкой. Кто-то засомневался бы и счёл её труд сборником стихов? Или жанр уже стал частью заголовка этой книги? Свежий ход!
2. Текст представляет собой обычный, никому не нужный, кроме автора, строящего академическую или поддерживающего административную карьеру, учёный мусор слов на выбранную тему. И хотя список литературы в 684 нумера тщательно составлен, чтение автором всех этих текстов, ежели оно и состоялось, в чём я откровенно сомневаюсь, не научило её обращаться со словами.
Иначе дама не решилась бы на такие опасные выражения, как «дискуссии в научном дискурсе, политической и конфессиональной риторике» (с. 7), «позиционирование авторов […] обусловили структуру и содержание» (с. 8) и т. п. Шедевром, конечно, является прилагательное «знаниевый», употребляемое в качестве пояснения иностранного слова «когнитивный» (с. 144). Когнитивный значит знаниевый... Ох ты, Господи!
Пропущенная корректором опечатка в самой первой строке аннотации — хороший символ этого неаккуратного невнимательного нечистописания. А неумение при наборе текста ставить неразрывный пробел между инициалами имён — характерная особенность всей книги, в которой инициалов и фамилий — множество.
3. «Русский мир» у С. М. Алейниковой — всегда в кавычках и понимается не как реальность, а как «концепт». Во множестве случаев «Русский мир» для удобства наборщика обозначается аббревиатурой РМ, но и в этом виде остаётся «концептом». Более того, в ««собирании» земель и народов» «собирание» тоже закавычено. Так автор дистанцируется от чуждой ему реальности и лишь вынужденно допускает её в своё сознание, как анализирующий бледную спирохету румяный инфекционист ни в коем случае не желает никакого своего отождествления со спирохетой и потому нещадно её кавычит и пытается даже окрасить в предназначенной ей чашке Петри как бешеную, что, впрочем, удаётся ему не слишком успешно, спирохета остаётся таки бледной.
А сам взгляд на «Русский мир» — вполне белорусский: и нашим, и вашим, и ещё Америке с Европой. Конечно, объединение, но при полной свободе внутренней и внешней политики, а также и самостоятельного хозяйствования. В общем, правоверная флюгерная многовекторность Батьки с поиском колхозной выгоды и множеством прикрывающих поиски звонких, потому что пустых, слов. Так это ж разве новость! Стоило ли на такое тратить умственные силы нежного женского организма?
4. В качестве «концепта» и в кавычках «Русский мир» интересен разве что лошадям Пржевальского. Для людей это академическое подойное ведро, полное тщательно и бессмысленно смешанных букв, своим чистым млеком русского духа не занимательно и не питательно нисколько.
Так почти всегда и бывает с продукцией, исходящей из корпорации учёных мужей и их жён. В какой бы стране сие производство ни было бы налажено.
2019.09.17.