Советские кинематографисты крайне редко делали совместные проекты с японцами. Однако в середине 70-х ситуация несколько изменилась. В Советском Союзе о культуре страны «восходящего солнца» стали знать гораздо больше.
Это произошло благодаря талантливой актрисе Комаки Курихары, которая была знакома с русской культурой буквально с самого детства. В юности она занималась в балетном училище, в котором часть педагогов была из СССР. Вдобавок Комаки мечтала танцевать на сцене Большого театра.
Правда спустя время увлечение танцами сменилось театральным искусством, но вот любовь к иностранной (нашей) культуре только усилилась.
Именно с подачи Комаки японские продюсеры обратились к советской стороне за помощью в написании сценария к будущему фильму, который рассказывал о японской танцовщице, собирающейся учиться в балетной школе при Большом театре.
К слову тот фильм получил название «Москва, любовь моя». За сценарий отвечал Эдвард Радзинский, писавший его сразу под Комаки. Правда в дальнейшем возникли некоторые сложности, но об этом мы поговорим ниже.
В то время Курихара была состоявшейся актрисой, получившей признание не только на родине, но и за рубежом. Картина «Любовь и смерть», в котором Комаки исполнила главную роль, вышел в прокат в СССР и даже участвовал на Московском кинофестивале.
Перед съемкой «Москва, любовь моя» японской актрисе было необходимо восстановить прежнюю форму, чтобы точно соответствовать образу балерины. Комаки тренировалась под руководством Алексея Варламова, который ранее занимался ее обучением в Японии.
Куда больше сложностей вызвал русский язык. Сначала актриса полностью заучивала текст, фактически не понимая его смысла и только к середине съемочного процесса начала говорить по-русски, правда с акцентом. Комаки тяжело давались ударения, даже было принято решение пригласить дублера, однако актриса настояла на том, что свою героиню будет озвучивать сама, иначе японская публика просто не поймет.
Вскоре сценарий Радзинского был утвержден японской стороной. Режиссерами выступили Александр Митта и Кендзи Есидаа, причем большинство эпизодов они снимали раздельно, в родных странах.
По первоначальному сценарию в фильме должен быть любовный треугольник. У главного героя Володи была подруга в исполнении Маргариты Тереховой. Так вот по сценарию героиня Комаки должна была разрушить этот союз.
Когда сцены с Тереховой были отсняты японская сторона решила полностью убрать ее из фильма, чтобы угодить родной аудитории, которая могла банально не поверить, что героиня Курихары разрушила такой красивый союз. Несмотря на много вырезанных сцен фильм получился успешным.
Впоследствии Комаки еще не раз будет сниматься в советском кино. Например, режиссер Сергей Соловьев напишет под нее сценарий к фильму «Мелодии белой ночи».
Давний друг Александр Митта предложит маленькую роль в «Экипаже», а через 10 лет роль в драме «Шаг».
Комаки Курихара стала связующим звеном между культурами СССР и Японии. Позднее она организует собственный театр антрепризы и сделает очень многое для популяризации русской классики у себя на родине. Ну и конечно пригласит поработать в Японию множество наших режиссеров.
Сегодня Комаки далеко за 70 и несмотря на возраст она продолжает активную деятельность - занимается режиссурой, ставит спектакли и часто приезжает в Россию на разнообразные фестивали и мероприятия.
#советское кино #интересные факты о кино #биографии #кино