Найти в Дзене

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К РУКОПАШНОМУ БОЮ

Оглавление

Корова и львы

Давным-давно в одной телепрограмме, посвящённой жизни зверей, я увидел один очень любопытный эпизод. В клетку к двум львам, чтобы те формы не теряли и вид живой жертвы не забывали, заперли обычную здоровую корову. Один из львов попытался запрыгнуть животному на спину и завалить. Однако, не тут-то было: корова, недолго думая, льва сбросила и весьма ощутимо ударила "царя зверей" рогами в живот. После этого, чтобы развеять иллюзии у второго представителя семейства кошачьих, она боднула и его, после чего стала теснить обоих хищников в угол клетки…

Корова и лев (Фото из открытых источников)
Корова и лев (Фото из открытых источников)
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет» (Русская народная мудрость)

На этом, собственно говоря, вопрос психологической подготовки к рукопашному бою можно и закрыть. Как говорится, воспринимайте этот пример как руководство к действию.

Однако, объективности ради, скажу, что здесь все не так просто. Попробуем более подробно разобраться с темой борьбы со страхом в рукопашной схватке в прошлом и настоящем, а также определить, какие же методы могут если не избавить, то существенно снизить уровень стресса при том или ином столкновении и конфликте.

Лекарство против страха

Во все времена человек чего-то боялся: темноты, стихии, диких животных, воинов из чужого племени и т.д. Позже, с течением времени, страхи людей существенно расширились и приобрели более растянутый во времени, длящийся характер. Многие опасаются зубного врача, увольнения с работы, публичных выступлений. Однако с самых древних времен и до настоящего дня самым главным и самым сильным является страх смерти и всего, что с ней связано. Именно поэтому во все времена человечество мечтало о создании чудо-таблетки, "лекарства против страха".

Разумеется, такое «лекарство» требовалось (и требуется по сегодняшний день) в первую очередь воинам, жизнь которых постоянно подвергалась опасности.

Что же помогало людям с древних времен бороться со страхом? Кто были этими первооткрывателями "боевых успокоительных"?

«Американские психологи, наблюдавшие за поведением военнослужащих в годы Второй мировой войны установили довольно печальную закономерность: в бою правильно действует только четверть бойцов. Три четверти панически боятся погибнуть и поэтому совершают одну ошибку за другой...»

Разумеется, в первую очередь на ум приходят берсерки и мухоморы!

Что касается древних скандинавов, то взаимосвязь их неистовой агрессии с настойкой или отваром мухоморов довольно туманна, однако употребление ими и другими древними солдатами различных психотропных веществ, преимущественно растительного происхождения или большого количества алкоголя не вызывает ни капли сомнения.

Берсерки (Рисунок из открытых источников)
Берсерки (Рисунок из открытых источников)

Данный "метод", проходя через века, не потерял своей актуальности. Подобного рода вещества в различных интерпретациях используются и по сей день. Начиная от банальных спиртосодержащих веществ (вспомним пресловутые "фронтовые сто грамм", выдаваемые бойцам времен

Великой Отечественной войны), и заканчивая высокотехнологичными веществами, используемыми военными спецподразделениями и спортсменами в отдельных соревновательных дисциплинах, не предусматривающих допинг-тесты.

Кукла колдуна

Разумеется, употребление различного рода "настоек" и "отваров" в стародавние времена не обходилось без вмешательства различных колдунов и шаманов, которые не только изготавливали подобного рода "микстуры", но и вводили своих соплеменников в трансоподобное состояние, что в совокупности позволяло практически полностью "отключать" инстинкт самосохранения, одновременно включая абсолютную ярость. Разумеется, ни о каком здравом мышлении человека во время такого боевого транса не могло быть и речи. Человека отправляли выполнить конкретную задачу и затем в большинстве случаев, просто погибнуть.

«Герой умирает однажды, трус — тысячу раз» (Тюркская пословица )

Остается только догадываться, каким образом люди выходили из этого полузвериного состояния после боя, если им суждено было остаться в живых...

Проводя параллель с сегодняшним временем, можно отметить, что аналогичные приемы "зомбирования" (другого слова и не подобрать) применяют в основном секты тоталитарного толка.

Более подробно останавливаться на подобных методах не имеет смысла, т.к. практического применения к прикладной самообороне они не имеют, за исключением случая, когда вы решите завести себе парочку телохранителей «без страха и упрека» с бессмысленными глазами и «промытыми» мозгами.

Я и «не я»

Смежным, но всё же отличающимся от предыдущего, является прием самостоятельного введения себя в состояние полного отождествления с кем-то или чем-то.

В древние времена это был зверь, в большинстве случаев хищник. Но есть и исключения, так, например, во многих «звериных» стилях у-шу, занимающийся подражает отнюдь не самым хищным животным: журавлю, обезьяне, богомолу.

У-шу "Стиль обезьяны" (Рисунок из открытых источников)
У-шу "Стиль обезьяны" (Рисунок из открытых источников)
«Известен исторический факт — превращение воина в ди­кого зверя (разумеется, не в бук­вальном смысле, а психоповеден­ческом)... Воину оно давало силу и ловкость, отвагу и ярость того зверя, что был тотемом данного племени». (Франко Кардини)

Идентифицировать себя с хищным зверем необходимо было и с точки зрения вытеснения страха. Человек осознавал, что в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, он был бы жертвой этого самого хищника. И он нашел наилучшее убежище – внутри его шкуры. Чтобы тигр не был страшен мне – я сам стану им и стану страшен другим. Стремление избежать угрозы через собственную причастность к угрожающей силе.

Позднее люди придумали и более сложные абстрактные варианты, как, например, стихия: вода, огонь, ветер. Этим в свое время особенно славились средневековые диверсанты — ниндзя.

Ниндзя (Фото из открытых источников)
Ниндзя (Фото из открытых источников)

Разумеется, объект для подражания (отождествления) мог быть и антропоморфным. Этим объектом мог быть как реальный человек (знаменитый воин, мастер боевого искусства), так и вымышленное - мифический герой, персонаж кинофильма.

«Неваж­но, насколько реален избранный объект. Важно твердо ве­рить в то, что этот идеальный образец в любой ситуации ру­копашного боя вел бы себя наилучшим образом — всех бы побил, все преодолел. Затем человек тем или иным спосо­бом пытается отождествить себя с объектом подражания, по принципу «он — это я, я — это он»» (А.Е. Тарас «Боевая машина. Руководство по самозащите»)
«Боевая машина. Руководство по самозащите» А.Е.Тарас (обложка книги)
«Боевая машина. Руководство по самозащите» А.Е.Тарас (обложка книги)

Особенно здесь хотелось бы отметить систему самозащиты «Боевая машина», разработанную известным специалистом Анатолием Ефимовичем Тарасом.
В данной системе занимающийся стремится войти в образ боевого робота, киборга-терминатора, «боевой ма­шины». Сосредоточившись на противнике, человек-робот сражается, не ведая страха, боли, сомнений.

Собственно говоря, несмотря на то, что автор данной системы говорит о необходимости комплексной работы над собой для ведения боя в режиме боевой машины, нет никаких сомнений в том, что человек, не раз смотревший видеофильм «Терминатор», при некотором усердии «вживания»в образ робота из будущего, сумеет, как минимум, более успешно провести спортивный спарринг, а возможно, и разрешить более сложную ситуацию.

Хотя разрешить сложную ситуацию могут более простые и в то же время более действенные способы, но об этом — в следующей статье.