Корова и львы
Давным-давно в одной телепрограмме, посвящённой жизни зверей, я увидел один очень любопытный эпизод. В клетку к двум львам, чтобы те формы не теряли и вид живой жертвы не забывали, заперли обычную здоровую корову. Один из львов попытался запрыгнуть животному на спину и завалить. Однако, не тут-то было: корова, недолго думая, льва сбросила и весьма ощутимо ударила "царя зверей" рогами в живот. После этого, чтобы развеять иллюзии у второго представителя семейства кошачьих, она боднула и его, после чего стала теснить обоих хищников в угол клетки…
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет» (Русская народная мудрость)
На этом, собственно говоря, вопрос психологической подготовки к рукопашному бою можно и закрыть. Как говорится, воспринимайте этот пример как руководство к действию.
Однако, объективности ради, скажу, что здесь все не так просто. Попробуем более подробно разобраться с темой борьбы со страхом в рукопашной схватке в прошлом и настоящем, а также определить, какие же методы могут если не избавить, то существенно снизить уровень стресса при том или ином столкновении и конфликте.
Лекарство против страха
Во все времена человек чего-то боялся: темноты, стихии, диких животных, воинов из чужого племени и т.д. Позже, с течением времени, страхи людей существенно расширились и приобрели более растянутый во времени, длящийся характер. Многие опасаются зубного врача, увольнения с работы, публичных выступлений. Однако с самых древних времен и до настоящего дня самым главным и самым сильным является страх смерти и всего, что с ней связано. Именно поэтому во все времена человечество мечтало о создании чудо-таблетки, "лекарства против страха".
Разумеется, такое «лекарство» требовалось (и требуется по сегодняшний день) в первую очередь воинам, жизнь которых постоянно подвергалась опасности.
Что же помогало людям с древних времен бороться со страхом? Кто были этими первооткрывателями "боевых успокоительных"?
«Американские психологи, наблюдавшие за поведением военнослужащих в годы Второй мировой войны установили довольно печальную закономерность: в бою правильно действует только четверть бойцов. Три четверти панически боятся погибнуть и поэтому совершают одну ошибку за другой...»
Разумеется, в первую очередь на ум приходят берсерки и мухоморы!
Что касается древних скандинавов, то взаимосвязь их неистовой агрессии с настойкой или отваром мухоморов довольно туманна, однако употребление ими и другими древними солдатами различных психотропных веществ, преимущественно растительного происхождения или большого количества алкоголя не вызывает ни капли сомнения.
Данный "метод", проходя через века, не потерял своей актуальности. Подобного рода вещества в различных интерпретациях используются и по сей день. Начиная от банальных спиртосодержащих веществ (вспомним пресловутые "фронтовые сто грамм", выдаваемые бойцам времен
Великой Отечественной войны), и заканчивая высокотехнологичными веществами, используемыми военными спецподразделениями и спортсменами в отдельных соревновательных дисциплинах, не предусматривающих допинг-тесты.
Кукла колдуна
Разумеется, употребление различного рода "настоек" и "отваров" в стародавние времена не обходилось без вмешательства различных колдунов и шаманов, которые не только изготавливали подобного рода "микстуры", но и вводили своих соплеменников в трансоподобное состояние, что в совокупности позволяло практически полностью "отключать" инстинкт самосохранения, одновременно включая абсолютную ярость. Разумеется, ни о каком здравом мышлении человека во время такого боевого транса не могло быть и речи. Человека отправляли выполнить конкретную задачу и затем в большинстве случаев, просто погибнуть.
«Герой умирает однажды, трус — тысячу раз» (Тюркская пословица )
Остается только догадываться, каким образом люди выходили из этого полузвериного состояния после боя, если им суждено было остаться в живых...
Проводя параллель с сегодняшним временем, можно отметить, что аналогичные приемы "зомбирования" (другого слова и не подобрать) применяют в основном секты тоталитарного толка.
Более подробно останавливаться на подобных методах не имеет смысла, т.к. практического применения к прикладной самообороне они не имеют, за исключением случая, когда вы решите завести себе парочку телохранителей «без страха и упрека» с бессмысленными глазами и «промытыми» мозгами.
Я и «не я»
Смежным, но всё же отличающимся от предыдущего, является прием самостоятельного введения себя в состояние полного отождествления с кем-то или чем-то.
В древние времена это был зверь, в большинстве случаев хищник. Но есть и исключения, так, например, во многих «звериных» стилях у-шу, занимающийся подражает отнюдь не самым хищным животным: журавлю, обезьяне, богомолу.
«Известен исторический факт — превращение воина в дикого зверя (разумеется, не в буквальном смысле, а психоповеденческом)... Воину оно давало силу и ловкость, отвагу и ярость того зверя, что был тотемом данного племени». (Франко Кардини)
Идентифицировать себя с хищным зверем необходимо было и с точки зрения вытеснения страха. Человек осознавал, что в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, он был бы жертвой этого самого хищника. И он нашел наилучшее убежище – внутри его шкуры. Чтобы тигр не был страшен мне – я сам стану им и стану страшен другим. Стремление избежать угрозы через собственную причастность к угрожающей силе.
Позднее люди придумали и более сложные абстрактные варианты, как, например, стихия: вода, огонь, ветер. Этим в свое время особенно славились средневековые диверсанты — ниндзя.
Разумеется, объект для подражания (отождествления) мог быть и антропоморфным. Этим объектом мог быть как реальный человек (знаменитый воин, мастер боевого искусства), так и вымышленное - мифический герой, персонаж кинофильма.
«Неважно, насколько реален избранный объект. Важно твердо верить в то, что этот идеальный образец в любой ситуации рукопашного боя вел бы себя наилучшим образом — всех бы побил, все преодолел. Затем человек тем или иным способом пытается отождествить себя с объектом подражания, по принципу «он — это я, я — это он»» (А.Е. Тарас «Боевая машина. Руководство по самозащите»)
Особенно здесь хотелось бы отметить систему самозащиты «Боевая машина», разработанную известным специалистом Анатолием Ефимовичем Тарасом.
В данной системе занимающийся стремится войти в образ боевого робота, киборга-терминатора, «боевой машины». Сосредоточившись на противнике, человек-робот сражается, не ведая страха, боли, сомнений.
Собственно говоря, несмотря на то, что автор данной системы говорит о необходимости комплексной работы над собой для ведения боя в режиме боевой машины, нет никаких сомнений в том, что человек, не раз смотревший видеофильм «Терминатор», при некотором усердии «вживания»в образ робота из будущего, сумеет, как минимум, более успешно провести спортивный спарринг, а возможно, и разрешить более сложную ситуацию.
Хотя разрешить сложную ситуацию могут более простые и в то же время более действенные способы, но об этом — в следующей статье.