Я прочитала «Дюну» в 17 лет, и как многие до меня, заболела ею на долгие годы. Ждала книг и экранизаций, как подарка на Новый год.
«Дюна» Линча 1984 года была хороша во многом. Линч – прекрасный визионер, он замечательно работает с актерами и детально продумывает декорации. Но урывками показанный мир, отсутствие масштаба и вырезанные пласты материала убивали фильм.
Мини-сериал 2000 года давал более полное представление о мире «Дюны», но визуальная составляющая и актерский состав оставляли желать лучшего. «Дети Дюны» 2003 года уже казались ближе и лучше за счет прекрасной актерской игры Джеймса МакЭвоя, и все же утолить фанатский голод не могли.
И вот, после нескольких лет ожидания и переносов дат премьеры, свершилось. Прочитав литанию против страха, я робко направилась в кинотеатр.
Осторожно, ниже раскрываются детали сюжета! Если вы не читали книгу и не смотрели экранизации, я настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с первоисточником.
Первые же музыкальные аккорды Ханса Циммера будто подхватили меня и понесли над барханами в огромный, сложный и пугающий мир Арракиса. Как? Как он забрался ко мне в голову и выхватил оттуда эти восточные мотивы? И самый главный вопрос: какой из этих инопланетных звуков производит балисет?
Страх покинул меня, остались только я и «Дюна».
Дени Вильнев, режиссер фильма, не раз отмечал в интервью, что мечтал снять идеальную «Дюну» для 15-летнего себя. И снял ведь! И не только для себя. С необыкновенным уважением к материалу подобрал актеров, идеальных с точки зрения внешности. Донес до них, что должны чувствовать персонажи и как себя вести.
В бесконечной череде персонажей меня удивил и порадовал Дункан Айдахо в исполнении Джейсона Момоа. В предыдущих экранизациях ему уделяли мало времени, и уж точно не делали его настолько харизматичным. Ты действительно веришь, что этот бойкий рубаха-парень мог очаровать фрименов. Ведь они тоже готовы отдать жизнь за то, что любят.
Вильнев сделал свою Джессику более эмоциональной, раскрыв весь трагизм ситуации, в которой она оказалась, совершая опрометчивые поступки. Передал ее боль и смятение, и как эмоционально далеко друг от друга оказались они с сыном после череды событий фильма. И в то же время раскрыл нам ее истинную сущность в сцене, где герцог со слезами на глазах вопрошал, будет ли она защищать их сына, как сестра Бене Гессерит? Джессике было легко ответить, когда он взывал к ней, как к матери Пола, но на второй вопрос она прямой ответ так и не дала. Миссия ордена в ее реальности превыше всего.
Режиссер прочувствовал и раскрыл истинный посыл Фрэнка Герберта, автора «Дюны». Герберт, путем хитрого сплетения сюжетных линий, долгих диалогов и размышлений персонажей, подталкивает читателей к мысли, что создание образа Мессии может нанести обществу непоправимый вред. Он критиковал идею о спасителе, который придет и скажет своему народу, куда идти и что делать.
Вильнев показал то, что обходили стороной другие режиссеры, бравшиеся за материал - он акцентировал внимание зрителей на глубокой религиозности мира «Дюны». В его видении нашлось место и обрядам Салусы Секундус, и экуменической библии Гурни Халлека, и молитвам Подателю. В этом мире появление Муад’Диба выглядит вполне органично. В противном случае было бы не ясно, почему вдруг бородатые пустынные мужи начинают видеть в юном беленьком мальчике обещанного пророка, Глас с Небес. Но режиссер и тут не смешивает карты, а делает акцент на том, что их тщательно готовили к тому, чтобы они увидели в Поле и Джессике тех, кого надо и помогли им, если будет нужно.
Отдельной похвалы требуют спецэффекты, декорации и костюмы в фильме. Орнитоптеры, похожие на стрекоз. Плавающие лампы. Детально проработанные пустынные костюмы "дистикомбы". Макияж. Интересно показанное использование "голоса" и конуса тишины. Все, все в этом фильме направлено на создание объемного, богатого мира, в который хочется нырнуть на два с половиной часа.
Что это, как не глубочайшая любовь, пронесенная сквозь года? У меня есть только одна существенная претензия к создателям фильма - отсутствие второй части.
Приятного просмотра в кинотеатрах!