Благодаря своему уникальному расположению между Азией и Европой, Босфор является одной из самых ярких достопримечательностей Стамбула и формирует его уникальную атмосферу наряду с богатым историческим и культурным наследием. Начиная с глубокой древности и вплоть до наших дней этот узкий и протяжённый пролив определял не только региональную, но и частично мировую геополитику.
Как переводится слово "Босфор"
Исследователи полагают, что Босфор получил своё название благодаря фракийцам, освоивших берега пролива задолго до греков. В переводе с фракийского Босфор означает "светлая река", что связано с особенностями течений пролива: тёмная, более пресная вода вытекает из Чёрного моря в Мраморное, а снизу поток солёной и более светлой воды, наоборот, перетекает из Мраморного в Чёрное море. Греки успешно заимствовали зарубежное слово, изначально воспринимая его на слух как "Фосфорус", где с греческого опять-таки переводилось как "светящаяся река", что наиболее соответствовало действительности, особенно в жаркий летний сезон.
С течением времени, особенно после так называемых "тёмных веков", первоначальный смысл названия пролива затерялся, и в ходе очередной волны путешествий греков в Чёрное море "Фосфорус" вновь приобрёл первоначальное звучание. Однако с греческого "Босфорус" переводится как "коровий (бычий) брод", якобы из-за того, что здесь в древности переправляли быков с одного берега на другой на специальных деревянных платформах - "паромах". Да что говорить о простых смертных, если даже сам Геракл перегонял в Скифию стадо быков (коров) Гериона именно через современный Босфор. В первоначальной версии мифа быки самостоятельно переплыли пролив, а в более поздней древнегреческие авторы, засомневавшись в реальности подобного, приписали Гераклу использование "паромов" для переправки живого груза через Босфор.
Наиболее известная древнегреческая версия гласит, что ревнивая Гера, супруга Зевса, завидев регулярные встречи своей жрицы Ио с Зевсом, решила наслать на неё свои колдовские чары. На азиатском берегу Ио погрузилась в воды пролива прекрасной девушкой, а на европейский берег пролива уже выплыла корова. А чтобы легкомысленной девице не было повадно, мстительная Гера наслала на Ио оводов. С тех пор Босфор именуется именно как "Коровий брод". Выплывая из пролива, Ио отчаянно отмахивалась от оводов и сильно зацепила своим рогом землю, где образовался залив - Золотой Рог, возле которого возник посёлок Халкидон "слепой глаз", то есть место, где оводы повредили левый глаз несчастной Ио.
Зарубежные и отечественные исследователи отмечают одну особенность древнегреческих географов: любой протяжённый и узкий пролив они обязательно именовали Босфором, а чтобы не путаться в его локации, добавляли уточнение. Так, пролив из Чёрного моря в Мраморное стал Босфором Фракийским, а из Азовского моря в Чёрное - Босфором Киммерийским. По всей видимости, древние мореплаватели называли подобные проливы по аналогии с глубокой бороздой, которую при вспашке оставляют волы (насильно лишённые репродуктивной функции быки). Таким образом, истинное значение перевода "Босфор" - "бычий путь" ("коровий путь") и призвано подчеркнуть не узость пролива, а его протяжённость, особенно учитывая тот факт, что из-за сильного течения ни одна корова или бык не сможет переплыть ни один из известных Босфоров. В современной Турции, чтобы излишне не ломать голову над расшифровкой старинных преданий, решили официально окрестить Босфор Стамбульским проливом.
Как образовался пролив
Босфор представляет собой заполненную осадочным материалом трещину в породах девонского песчаника возрастом 355 миллионов лет. Протяжённость составляет 29,9 километров, максимальная ширина - 3600 метров, а минимальная - 698 метров. Дно пролива представляет собой страну, изобилующую долинами, ущельями и мелководьями. Максимальная глубина на отдельных его участках достигает 110 метров, а скорость течения - 4 м/с.
Первые серьёзные исследования пролива были предприняты итальянским учёным Луиджи Фердинандо Марсильи в 1680 году. Учёный провёл ряд исследований на предмет глубины пролива и скорости его глубинных течений. Исследование были опубликованы в 1681 году в Риме и содержало первую карту Босфора с указанием его глубин. Однако серьёзные систематические исследования Босфора стали проводится с конца 1990-х годов в связи с рождением теории "черноморского потопа" и активной строительной деятельностью.
Теория возникла в 1997 году благодаря обнаружению фрагментов сухопутной флоры на дне пролива возле района Ускюдар в Стамбуле возрастом не более 6100 лет. Подобные находки были обнаружены и возле района Сарайбурну (где располагается дворец Топкапы). Дальнейшие исследования, прежде всего связанные со строительством тоннеля "Евразия", привели к обнаружению к югу от Сарайбурну на глубине 50 метров остатков природной плотины, которая, по мнению учёных, преграждала путь наступающим солёным водам Мраморного моря, уровень которого поднимался в связи с очередной волной глобального потепления.
Как известно, Чёрное море 7600 лет назад являлось громадным пресноводным озером, расположенным ниже уровня Мирового океана на 100 метров. Благородя прорыву дамбы в Босфоре напирающими водами Мраморного моря, пресноводное озеро быстро наполнилось солёной водой (по разным оценкам, скорость прибытия воды составляла 10 см/сутки) и превратилось в море. При этом вся пресноводная живность погибла и стала источником сероводорода, периодически всплывающего с глубин водоёма.
Однако обнаружение остатков ещё одной природной плотины поперёк Босфора, возле поселения Румели-Фенери у Чёрного моря, позволило учёным полагать, что наличие двух плотин могло даже в наши дни прекрасно сдерживать воды Мёртвого моря. Но череда мощных землетрясений повредила плотины, и в образовавшиеся бреши устремилась вода, которая, медленно размывая породы, наращивала скорость и объёмы поступления в черноморскую котловину. Происходило это постепенно, поэтому у гипотетических обитателей берегов черноморского озера была масса времени на эвакуацию. Полное формирование Босфора завершилось 7200 лет назад, когда сравнялся уровень воды в Чёрном и Мраморном морях. Получается заполнение черноморской котловины длилось 400 лет.
Когда замерзал Босфор
У нас не всегда замерзает Керченский пролив, а тут огромный Босфор отметился в случаях полного застывания. Всего задокументировано шесть случаев, когда воды Босфора замёрзли и люди перемещались по его поверхности "аки посуху".
Первый случай был зафиксирован византийскими хронистами в 401 году нашей эры, во время правления императора Аркадия. Хронисты отмечают, что лёд в проливе продержался 20 дней, и жители Нового Рима (Константинополя) интереса ради выходили прогуляться по Босфору. Подобная ситуация повторилась в 763 и 928 годах. Четвёртый случай отмечен уже в Османской империи. В январе 1621 года Босфор замёрз настолько, что жители Ускюдара ходили на работу в Стамбул, не прибегая к услугам местных паромщиков. Этому событию предшествовали 16 дней непрекращающихся снегопадов и сильный мороз. Возникшему природному феномену жители столицы недолго радовались, так как из-за замёрзшего пролива и северной части Мраморного моря к Стамбулу не могли причалить корабли с продовольствием, и в городе возник голод. В 1878 году история повторилась, причём в это время шла русско-турецкая война, и султан Абдул-Хамид II не смог вовремя отправить помощь своим войскам.
Последний, шестой случай замерзания Босфора датируется 1954 годом. Несмотря на то, что 24 февраля 1954 года в Стамбуле было отмечено всего -6 градусов, пролив замёрз. Предполагается, что власти Румынии приказали вскрыть лёд на Дунае для возобновления судоходства посредством подводных зарядов. В самой Румынии операция была успешно проведена, но освободившийся лёд снесло течением в Босфор, где образовались большие заторы, скрепленные морозом. Тысячи молодых людей Стамбула с радостью отправилась бороздить ледяные пространства пролива, в то время как город испытал настоящий транспортный, продовольственный и энергетический коллапс. Чтобы спасти застрявшие во льдах Босфора судна, правительство Турции приняло решение обстреливать пушками лёд, чтобы его течением вынесло дальше в Мраморное море.
Впрочем, турецкие исследователи выделяют только два эпизода, когда воды Босфора действительно замёрзли в результате трескучих морозов в 401 и 768 годах (в последнем случае лёд продержался четыре месяца). Остальные происшествия связаны с обыкновенными заторами в результате ледохода.
Призраки Босфора
Наверное, без них никак. Это неудивительно, учитывая тот факт, что Босфор является одним из самых больших кладбищ в мире, на дне которого покоится бесчисленное множество кораблей и охотников за сокровищами Константинополя, начиная со времён похода аргонавтов. Из-за бесчисленных войн, происходивших у стен города воды пролива в буквальном смысле слова окрашивались в красный цвет. Например, во время русско-византийской войны 1043 года разразившаяся буря погубила большую часть флота русичей, а спасшихся добили на берегу византийцы. Византийский монах Михаил Пселл оставил описание состояния вод Босфора, окрашенных в багровый цвет от потока крови русичей.
Греки, обитавшие по берегам Босфора, всегда были уверены, что пролив живой и не терпит несправедливостей, всегда наказывая виновных. Особо показательным случаем является история с первым свергнутым императором Византии Маврикием. В 602 году Маврикий был схвачен в результате вспыхнувшего мятежа во Фракии, где войскам было приказано остаться там на зимовку. Возглавивший восстание Фока нашёл поддержку у "партии цирка", любезно впустившей изменника с войском в Константинополь, и провозгласили новым императором. Фока жестоко расправился с Маврикием, предварительно казнив на его глазах шестерых сыновей в Халкидоне (ныне район Кадыкёй в Стамбуле), в предместье Константинополя. Тела было приказано выбросить в пролив. И тут, к суеверному ужасу присутствующих, Босфор вернул тела невинно казненных узурпатору. Фоку это не насторожило, а только взбесило, и он вновь приказал утопить в проливе свергнутое семейство. Спокойный в тот день Босфор вновь возвращает на землю семью святого императора. Сам же Фока правил недолго, и был обезглавлен новым императором Ираклием спустя восемь лет правления.
В Османский период количество утопленников только возросло. Здесь особенно отличились крепость-тюрьма Румелихисар и султанский гарем, регулярно отправлявших на дно неугодных султану жён и политических деятелей. Поэтому неудивительно, что в Стамбуле до сих пор бродят истории и о неожиданных встречах водолазов или самостоятельных дайверов с призраками утопленников на дне пролива. Правда, отошедшие от ужаса любители подводных прогулок отмечают безобидность призраков, которые тянут руки к солнечному свету из тёмных глубин Босфора. Так это или нет, проверить невозможно, но дайверам приходится часто сталкиваться с неприятными находками на дне пролива.
Будущее Босфора
Огромный 15-милионный город плотно обступил берега легендарного пролива. Неочищенные канализационные стоки стекают в природный канал с обоих его берегов. В сетях, расставленных и давно забытых рыбаками, погибает рыба. Разлагающиеся на дне пролива корабли и боеприпасы медленно, но стабильно отравляют воды Босфора. Общественные деятели Турции и зарубежных стран регулярно обращают внимание на проблему превращения Босфора в зловонное болото. Известный турецкий писатель Орхан Памук в своём романе "Чёрная книга" представляет будущее Босфора в виде высохшего канала, на дне которого в сточных водах Стамбула гниют остатки кораблей и морских обитателей.
По всей видимости, под влиянием творчества Орхана Памука власти Стамбула приняли решение пока о точечном сборе мусора со дна пролива. Идею подал первый в Турции специалист по акулам Хакан Кабасакал, который лично собрал 60 тонн старых рыболовных сетей, представлявших угрозу для морских обитателей (дельфинов), а также несколько сот килограммов свинцовых пуль, полагая, что очищение дна от тяжёлых металлов позволяет предотвратить заражение воды. Правда, исследователь отмечает, что приступать к активной фазе по очищению дна от мусора не имеет смысла, пока не будет проведена должная работа по экологической культуре с населением города. Но продолжает самостоятельные вылазки, радуя публику неожиданными находками.
Как сэкономить на прогулках по Босфору
Каждый пятачок земли на берегу Босфора хранит в себе богатую историю и невероятные тайны. По прибытию в Стамбул необходимо совершить прогулки вдоль Босфора и осмотреть городские достопримечательности, недоступные к осмотру с суши. Обычно предлагают экскурсионный тур продолжительностью от двух часов и стоимостью от 20 евро. Вроде немного, но зачем платить 2000 рублей, если можно на муниципальном пароме прокатиться вдоль всего Босфора за 40 рублей? Здесь достаточно купить Istanbulkart и активировать её, используя персональный Hes-код и турецкий номер телефона, куда придёт смс-подтверждение (можно попросить об услуге на стойке администратора в отеле).
Для бывалых путешественников это не новость, а для начинающих вроде меня - настоящее открытие. Так, например, путешествие на пароме из Эминёню в Румели Кавагы мне обошлось в 4,33 лиры, а это два часа обзора берегов Босфора (именно столько списали с карты). Так же удобно и недорого перемещаться между берегами пролива от одного района к другому. На мой взгляд, так интереснее и дешевле. А чтобы не теряться в расписаниях, на паромных станциях имеются бесплатные небольшие брошюрки с расписанием движения всех паромов города.
Особые примечания. На берегах Босфора относительно немного благоустроенных пляжей. Власти города настоятельно рекомендуют не купаться в проливе за пределами пляжных зон, так как сильные течения, неожиданно возникающие водовороты несут угрозу для жизни желающих освежиться. Статистика по утопленникам в Босфоре зашкаливает.
Полезные ссылки:
- Канал на ютубе исследователя Босфора Хакана Кабасакала;
Рубрика "Путешествие по Турции";
______________________