Найти тему
Мир в его многообразии

"Бычий путь": тайны и легенды Босфора

Оглавление

Благодаря своему уникальному расположению между Азией и Европой, Босфор является одной из самых ярких достопримечательностей Стамбула и формирует его уникальную атмосферу наряду с богатым историческим и культурным наследием. Начиная с глубокой древности и вплоть до наших дней этот узкий и протяжённый пролив определял не только региональную, но и частично мировую геополитику.

Босфор. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"
Босфор. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"

Как переводится слово "Босфор"

Исследователи полагают, что Босфор получил своё название благодаря фракийцам, освоивших берега пролива задолго до греков. В переводе с фракийского Босфор означает "светлая река", что связано с особенностями течений пролива: тёмная, более пресная вода вытекает из Чёрного моря в Мраморное, а снизу поток солёной и более светлой воды, наоборот, перетекает из Мраморного в Чёрное море. Греки успешно заимствовали зарубежное слово, изначально воспринимая его на слух как "Фосфорус", где с греческого опять-таки переводилось как "светящаяся река", что наиболее соответствовало действительности, особенно в жаркий летний сезон.

Мечеть Нусретие
Мечеть Нусретие

С течением времени, особенно после так называемых "тёмных веков", первоначальный смысл названия пролива затерялся, и в ходе очередной волны путешествий греков в Чёрное море "Фосфорус" вновь приобрёл первоначальное звучание. Однако с греческого "Босфорус" переводится как "коровий (бычий) брод", якобы из-за того, что здесь в древности переправляли быков с одного берега на другой на специальных деревянных платформах - "паромах". Да что говорить о простых смертных, если даже сам Геракл перегонял в Скифию стадо быков (коров) Гериона именно через современный Босфор. В первоначальной версии мифа быки самостоятельно переплыли пролив, а в более поздней древнегреческие авторы, засомневавшись в реальности подобного, приписали Гераклу использование "паромов" для переправки живого груза через Босфор.

Университет изящных искусств им. Мимара Синана
Университет изящных искусств им. Мимара Синана
Наиболее известная древнегреческая версия гласит, что ревнивая Гера, супруга Зевса, завидев регулярные встречи своей жрицы Ио с Зевсом, решила наслать на неё свои колдовские чары. На азиатском берегу Ио погрузилась в воды пролива прекрасной девушкой, а на европейский берег пролива уже выплыла корова. А чтобы легкомысленной девице не было повадно, мстительная Гера наслала на Ио оводов. С тех пор Босфор именуется именно как "Коровий брод". Выплывая из пролива, Ио отчаянно отмахивалась от оводов и сильно зацепила своим рогом землю, где образовался залив - Золотой Рог, возле которого возник посёлок Халкидон "слепой глаз", то есть место, где оводы повредили левый глаз несчастной Ио.
Дворец в Долмабахче
Дворец в Долмабахче

Зарубежные и отечественные исследователи отмечают одну особенность древнегреческих географов: любой протяжённый и узкий пролив они обязательно именовали Босфором, а чтобы не путаться в его локации, добавляли уточнение. Так, пролив из Чёрного моря в Мраморное стал Босфором Фракийским, а из Азовского моря в Чёрное - Босфором Киммерийским. По всей видимости, древние мореплаватели называли подобные проливы по аналогии с глубокой бороздой, которую при вспашке оставляют волы (насильно лишённые репродуктивной функции быки). Таким образом, истинное значение перевода "Босфор" - "бычий путь" ("коровий путь") и призвано подчеркнуть не узость пролива, а его протяжённость, особенно учитывая тот факт, что из-за сильного течения ни одна корова или бык не сможет переплыть ни один из известных Босфоров. В современной Турции, чтобы излишне не ломать голову над расшифровкой старинных преданий, решили официально окрестить Босфор Стамбульским проливом.

Как образовался пролив

Босфор представляет собой заполненную осадочным материалом трещину в породах девонского песчаника возрастом 355 миллионов лет. Протяжённость составляет 29,9 километров, максимальная ширина - 3600 метров, а минимальная - 698 метров. Дно пролива представляет собой страну, изобилующую долинами, ущельями и мелководьями. Максимальная глубина на отдельных его участках достигает 110 метров, а скорость течения - 4 м/с.

Вдали виднеется здание с двумя башенками - бывшее военное училище являющееся старейшим в Турции (открыто в 1845 году). Ныне это музей (на карте Kuleli Sahil)
Вдали виднеется здание с двумя башенками - бывшее военное училище являющееся старейшим в Турции (открыто в 1845 году). Ныне это музей (на карте Kuleli Sahil)

Первые серьёзные исследования пролива были предприняты итальянским учёным Луиджи Фердинандо Марсильи в 1680 году. Учёный провёл ряд исследований на предмет глубины пролива и скорости его глубинных течений. Исследование были опубликованы в 1681 году в Риме и содержало первую карту Босфора с указанием его глубин. Однако серьёзные систематические исследования Босфора стали проводится с конца 1990-х годов в связи с рождением теории "черноморского потопа" и активной строительной деятельностью.

Теория возникла в 1997 году благодаря обнаружению фрагментов сухопутной флоры на дне пролива возле района Ускюдар в Стамбуле возрастом не более 6100 лет. Подобные находки были обнаружены и возле района Сарайбурну (где располагается дворец Топкапы). Дальнейшие исследования, прежде всего связанные со строительством тоннеля "Евразия", привели к обнаружению к югу от Сарайбурну на глубине 50 метров остатков природной плотины, которая, по мнению учёных, преграждала путь наступающим солёным водам Мраморного моря, уровень которого поднимался в связи с очередной волной глобального потепления.
Исток Босфора. Вдали мост султана Селима Грозного
Исток Босфора. Вдали мост султана Селима Грозного

Как известно, Чёрное море 7600 лет назад являлось громадным пресноводным озером, расположенным ниже уровня Мирового океана на 100 метров. Благородя прорыву дамбы в Босфоре напирающими водами Мраморного моря, пресноводное озеро быстро наполнилось солёной водой (по разным оценкам, скорость прибытия воды составляла 10 см/сутки) и превратилось в море. При этом вся пресноводная живность погибла и стала источником сероводорода, периодически всплывающего с глубин водоёма.

Новая телебашня Стамбула Чамлыджа
Новая телебашня Стамбула Чамлыджа

Однако обнаружение остатков ещё одной природной плотины поперёк Босфора, возле поселения Румели-Фенери у Чёрного моря, позволило учёным полагать, что наличие двух плотин могло даже в наши дни прекрасно сдерживать воды Мёртвого моря. Но череда мощных землетрясений повредила плотины, и в образовавшиеся бреши устремилась вода, которая, медленно размывая породы, наращивала скорость и объёмы поступления в черноморскую котловину. Происходило это постепенно, поэтому у гипотетических обитателей берегов черноморского озера была масса времени на эвакуацию. Полное формирование Босфора завершилось 7200 лет назад, когда сравнялся уровень воды в Чёрном и Мраморном морях. Получается заполнение черноморской котловины длилось 400 лет.

Девичья башня Кызкалеси
Девичья башня Кызкалеси

Когда замерзал Босфор

У нас не всегда замерзает Керченский пролив, а тут огромный Босфор отметился в случаях полного застывания. Всего задокументировано шесть случаев, когда воды Босфора замёрзли и люди перемещались по его поверхности "аки посуху".

Ледяной затор в Босфоре в феврале 1954 года. Источник изображения: https://www.malumatfurus.org
Ледяной затор в Босфоре в феврале 1954 года. Источник изображения: https://www.malumatfurus.org

Первый случай был зафиксирован византийскими хронистами в 401 году нашей эры, во время правления императора Аркадия. Хронисты отмечают, что лёд в проливе продержался 20 дней, и жители Нового Рима (Константинополя) интереса ради выходили прогуляться по Босфору. Подобная ситуация повторилась в 763 и 928 годах. Четвёртый случай отмечен уже в Османской империи. В январе 1621 года Босфор замёрз настолько, что жители Ускюдара ходили на работу в Стамбул, не прибегая к услугам местных паромщиков. Этому событию предшествовали 16 дней непрекращающихся снегопадов и сильный мороз. Возникшему природному феномену жители столицы недолго радовались, так как из-за замёрзшего пролива и северной части Мраморного моря к Стамбулу не могли причалить корабли с продовольствием, и в городе возник голод. В 1878 году история повторилась, причём в это время шла русско-турецкая война, и султан Абдул-Хамид II не смог вовремя отправить помощь своим войскам.

Ввиду участившихся несчастных случаев властями города был запрещён выход на лёд жителям города. Источник изображения: https://onedio.com
Ввиду участившихся несчастных случаев властями города был запрещён выход на лёд жителям города. Источник изображения: https://onedio.com

Последний, шестой случай замерзания Босфора датируется 1954 годом. Несмотря на то, что 24 февраля 1954 года в Стамбуле было отмечено всего -6 градусов, пролив замёрз. Предполагается, что власти Румынии приказали вскрыть лёд на Дунае для возобновления судоходства посредством подводных зарядов. В самой Румынии операция была успешно проведена, но освободившийся лёд снесло течением в Босфор, где образовались большие заторы, скрепленные морозом. Тысячи молодых людей Стамбула с радостью отправилась бороздить ледяные пространства пролива, в то время как город испытал настоящий транспортный, продовольственный и энергетический коллапс. Чтобы спасти застрявшие во льдах Босфора судна, правительство Турции приняло решение обстреливать пушками лёд, чтобы его течением вынесло дальше в Мраморное море.

Впрочем, турецкие исследователи выделяют только два эпизода, когда воды Босфора действительно замёрзли в результате трескучих морозов в 401 и 768 годах (в последнем случае лёд продержался четыре месяца). Остальные происшествия связаны с обыкновенными заторами в результате ледохода.

Призраки Босфора

Наверное, без них никак. Это неудивительно, учитывая тот факт, что Босфор является одним из самых больших кладбищ в мире, на дне которого покоится бесчисленное множество кораблей и охотников за сокровищами Константинополя, начиная со времён похода аргонавтов. Из-за бесчисленных войн, происходивших у стен города воды пролива в буквальном смысле слова окрашивались в красный цвет. Например, во время русско-византийской войны 1043 года разразившаяся буря погубила большую часть флота русичей, а спасшихся добили на берегу византийцы. Византийский монах Михаил Пселл оставил описание состояния вод Босфора, окрашенных в багровый цвет от потока крови русичей.

-13

Греки, обитавшие по берегам Босфора, всегда были уверены, что пролив живой и не терпит несправедливостей, всегда наказывая виновных. Особо показательным случаем является история с первым свергнутым императором Византии Маврикием. В 602 году Маврикий был схвачен в результате вспыхнувшего мятежа во Фракии, где войскам было приказано остаться там на зимовку. Возглавивший восстание Фока нашёл поддержку у "партии цирка", любезно впустившей изменника с войском в Константинополь, и провозгласили новым императором. Фока жестоко расправился с Маврикием, предварительно казнив на его глазах шестерых сыновей в Халкидоне (ныне район Кадыкёй в Стамбуле), в предместье Константинополя. Тела было приказано выбросить в пролив. И тут, к суеверному ужасу присутствующих, Босфор вернул тела невинно казненных узурпатору. Фоку это не насторожило, а только взбесило, и он вновь приказал утопить в проливе свергнутое семейство. Спокойный в тот день Босфор вновь возвращает на землю семью святого императора. Сам же Фока правил недолго, и был обезглавлен новым императором Ираклием спустя восемь лет правления.

-14

В Османский период количество утопленников только возросло. Здесь особенно отличились крепость-тюрьма Румелихисар и султанский гарем, регулярно отправлявших на дно неугодных султану жён и политических деятелей. Поэтому неудивительно, что в Стамбуле до сих пор бродят истории и о неожиданных встречах водолазов или самостоятельных дайверов с призраками утопленников на дне пролива. Правда, отошедшие от ужаса любители подводных прогулок отмечают безобидность призраков, которые тянут руки к солнечному свету из тёмных глубин Босфора. Так это или нет, проверить невозможно, но дайверам приходится часто сталкиваться с неприятными находками на дне пролива.

Будущее Босфора

Огромный 15-милионный город плотно обступил берега легендарного пролива. Неочищенные канализационные стоки стекают в природный канал с обоих его берегов. В сетях, расставленных и давно забытых рыбаками, погибает рыба. Разлагающиеся на дне пролива корабли и боеприпасы медленно, но стабильно отравляют воды Босфора. Общественные деятели Турции и зарубежных стран регулярно обращают внимание на проблему превращения Босфора в зловонное болото. Известный турецкий писатель Орхан Памук в своём романе "Чёрная книга" представляет будущее Босфора в виде высохшего канала, на дне которого в сточных водах Стамбула гниют остатки кораблей и морских обитателей.

Иллюстрация демонстрирующая вероятное будущее пролива. Источник изображения: http://www.yapi.com.tr
Иллюстрация демонстрирующая вероятное будущее пролива. Источник изображения: http://www.yapi.com.tr

По всей видимости, под влиянием творчества Орхана Памука власти Стамбула приняли решение пока о точечном сборе мусора со дна пролива. Идею подал первый в Турции специалист по акулам Хакан Кабасакал, который лично собрал 60 тонн старых рыболовных сетей, представлявших угрозу для морских обитателей (дельфинов), а также несколько сот килограммов свинцовых пуль, полагая, что очищение дна от тяжёлых металлов позволяет предотвратить заражение воды. Правда, исследователь отмечает, что приступать к активной фазе по очищению дна от мусора не имеет смысла, пока не будет проведена должная работа по экологической культуре с населением города. Но продолжает самостоятельные вылазки, радуя публику неожиданными находками.

Как сэкономить на прогулках по Босфору

Каждый пятачок земли на берегу Босфора хранит в себе богатую историю и невероятные тайны. По прибытию в Стамбул необходимо совершить прогулки вдоль Босфора и осмотреть городские достопримечательности, недоступные к осмотру с суши. Обычно предлагают экскурсионный тур продолжительностью от двух часов и стоимостью от 20 евро. Вроде немного, но зачем платить 2000 рублей, если можно на муниципальном пароме прокатиться вдоль всего Босфора за 40 рублей? Здесь достаточно купить Istanbulkart и активировать её, используя персональный Hes-код и турецкий номер телефона, куда придёт смс-подтверждение (можно попросить об услуге на стойке администратора в отеле).

Для бывалых путешественников это не новость, а для начинающих вроде меня - настоящее открытие. Так, например, путешествие на пароме из Эминёню в Румели Кавагы мне обошлось в 4,33 лиры, а это два часа обзора берегов Босфора (именно столько списали с карты). Так же удобно и недорого перемещаться между берегами пролива от одного района к другому. На мой взгляд, так интереснее и дешевле. А чтобы не теряться в расписаниях, на паромных станциях имеются бесплатные небольшие брошюрки с расписанием движения всех паромов города.

Особые примечания. На берегах Босфора относительно немного благоустроенных пляжей. Власти города настоятельно рекомендуют не купаться в проливе за пределами пляжных зон, так как сильные течения, неожиданно возникающие водовороты несут угрозу для жизни желающих освежиться. Статистика по утопленникам в Босфоре зашкаливает.

Полезные ссылки:

Рубрика "Путешествие по Турции";

______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!