Все лето пишу с натуры море. Море разное: после шторма, в полный штиль с изумрудной водой, с белыми барашками на вечернем бризе, серо-черное в штормовую погоду. И я поняла одно, что этюды моря с натуры сильно отличаются от остального пленэра.
Отличается, прежде всего, постоянной изменчивостью, когда цвет воды меняется за минуты и несколько раз за час. У моря бесполезно «ждать погоды», как и повторения состояния. Оно всегда разное, даже в похожую погоду. Нет ни одной одинаковой волны, прибрежного узора пены, повторяющегося колорита.
К тому же море сильно искажается на фотографиях. Получается совсем другое впечатление. Может быть, потому что сам образ моря всемерный и зависит от всех органов чувств. Ветер, запах, вкус брызг и конечно нюансы изменяющегося цвета - только все вместе способно дать почувствовать художнику образ моря.
Мне пришлось подстраиваться под эту изменчивость. Учится писать море с натуры. Учится писать очень быстро и большими отношениями. Здесь особенно важно поймать два общих тона и цвета, которые находятся рядом и определяют весь пейзаж в целом.
Это небо и море. Они соприкасаются на горизонте и иногда перетекают друг в друга. Небо отражается в воде. Большие плоскости рефлексами играют на всех объемах. С них я и начинаю писать море. Большой кистью. Вернее двумя кистями. Одну кисть только для неба, другую только для воды. Иначе потеряется тонкая градация цвета, которая иногда отличает эти две поверхности.
Особенно внимательно и осторожно нужно относиться к самым светлым местам на пейзаже: блики от солнца, белая пена набегающих волн. Их нужно оставить на самый последний момент и сохранить под ними белый цвет холста. Иначе будет тяжело добиться прозрачности и белизны.
Когда пишешь морскую воду, то легко запутаться в цветовых отношениях. Поэтому нужно не только внимательно подбирать цвет, но и анализировать его. Например: небо желтовато оранжевое, значит, тени волн будут с фиолетовым отливом с теплыми рефлексами. Цвет неба отразится на свету, и все это смягчится холодноватым цветом самой воды. Это сложно по цвету, но у моря всегда так. Даже просто синий цвет, не совсем синий, а с каким ни будь зеленым отливом.
Детали на этюде, когда пишешь море, нужно оставить на потом. Их можно долго дописывать, если позволит погода. Если же состояние природы поменялось, то детали допишутся уже в мастерской по памяти, представлению или по фото. Для этих целей я всегда фотографирую пейзаж, который пишу. Это фото подойдет для дописки отдельных деталей.
Главное условие при работе над этюдом моря с натуры – это вовремя закончить над ним работу. Нельзя переписывать и подстраиваться под изменившиеся условия. Лучше начать новый этюд, а этот дописать потом в мастерской.
Сама композиция с морем может быть однообразна, поэтому здесь важен передний план или композиционные акценты. Можно собрать в один этюд важные детали, которые разбросаны по берегу. Например: яркий зонтик, велосипед, рыбаки на буне. Эти фрагменты обогатят этюд, сделают его живым, даже если вы их немного подвинули, чтобы скомпоновать.
Такие детали тоже хорошо бы наметить хотя бы в общем, тогда они будут жить в воздушной и цветовой среде работы.
Последним в натурном этюде моря я дописываю неподвижные и мало изменчивые элементы: буны, камни, песок с галькой. Они это позволяют сделать.
Море писать очень увлекательно и полезно для развития восприятия цвета. Если нет по близости моря, то пишите просто большую воду. Это тоже интересно.
Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все комментарии и отзывы.