В последнее время российский кинематограф принято скорее ругать, нежели хвалить. Каждый год выходит несколько картин, которые обречены на разгром у всех, от мала до велика: обывателей, выходящих из кинозалов, журналистов, пишущих на данную тематику, а избранные даже могут удостоиться внимания главного блогера в русском сегменте YouTube, чьи обзоры гремят на весь интернет — беспощадного Евгения Баженова, известного под своим творческим псевдонимом BadComedian.
Тем не менее, есть целый ряд фильмов, бюджет которых составил значительно меньшие суммы, чем у печально известных "Утомлённых солнцем" или "Сталинграда", но крайне тепло принятых публикой. Эта статья посвящена самым ярким работам, находящим отклик в душе у миллионов наших соотечественников.
Конечно же, открывает наш список безусловная классика своего жанра — художественный фильм "Брат", снятый Алексеем Балабановым и вышедший на экраны в 1997 году. Простой факт: в поколении людей, родившихся на стыке тысячелетий, крайне часто встречаются все варианты имени главного героя — Данил, Данила и Даниил. На выбор огромного количества родителей повлиял именно простой русский парень Данила Багров.
"Брат" затрагивает острые темы, многие из которых актуальны и по сей день. Влияние войны на судьбу молодых людей, трудность выбора жизненного пути, процветание бандитизма в России 90-х — и это только начало фильма. Данила завоевал любовь зрителей тем, что несмотря на все передряги, он выходит из них, сохраняя честь и достоинство, по итогу оставаясь положительным персонажем.
Помимо этого, после просмотра картины невозможно остаться равнодушным к музыкальному сопровождению в исполнении хитов русского рока, которое привело к массовому появлению постеров с изображением группы "Наутилус Помпилиус". В одной из сцен они вместе с музыкантами нескольких других известных на отечественной сцене групп даже появляются на экране в роли самих себя. Этот момент стал культовым наряду с крылатыми цитатами из фильма, мгновенно ушедшими в народ.
"Брат 2" стал продолжением истории Данилы Багрова, появившимся в кинотеатрах в 2000 году. Вторую часть Балабанов воплотил в несколько иных тонах: тремя годами ранее Виктор, брат Данилы, находится в более устоявшемся положении в обществе, и именно к нему в Петербург приезжает главный герой, здесь же уже сам Виктор приезжает к Даниле в Москву, закольцовывая эту сюжетную линию.
Значительная часть событий разворачивается за океаном, в США, и за счёт этого блестящего хода Балабанов получает возможность проиллюстрировать эмоции среднестатистического гражданина страны бывшего соцлагеря, впервые оказавшегося за рубежом. Америка, где, казалось бы, все живут легко и припеваючи, на самом деле оказывается местом, где орудуют холодные и расчётливые криминальные авторитеты. Режиссёр внёс неоценимый вклад в разрушение ложного образа американской мечты в глазах миллионов зрителей.
Что касается непосредственно сюжета, то мы видим, как в очередной раз Данила расправляется со своими противниками, восстанавливая справедливость на своём пути. Отдельного внимания заслуживает его соратница Мэрилин, которая произнесла легендарную фразу в салоне самолёта, вылетающего обратно в Москву в концовке фильма. Наконец, в качестве послевкусия остаются размышления о дальнейшей судьбе героев, о поисках собственного места в новом обществе России уже 2000-х годов. На этом фоне неугасающей болью в сердцах является трагическая гибель Сергея Бодрова-младшего спустя неполные два года после выхода фильма.
Спортивные драмы часто называют избитым жанром с крайне однотипным развитием событий. В большинстве случаев зритель с лёгкостью предугадывает сюжетные повороты и действия персонажей. Вишенка на торте — восхождение главного героя на свой собственный Олимп. Однако "Легенда №17" выделяется на общем фоне за счёт нестандартных решений сценаристов (кстати, производством фильма занималась многострадальная студия "ТриТэ", возглавляемая Никитой Михалковым).
Что же такого есть в данной картине? Во-первых, хоккеист Валерий Харламов в исполнении Данилы Козловского. Можно скептически относиться к его игре в других проектах (чего стоит один "Викинг"), но здесь он находится на пике своей формы. Его Харламов получился крайне харизматичным, имеет свои принципы, от которых не отступает, а также проявляет себя как верный друг. Привлекательности картине добавляет их актёрский дуэт с Олегом Меньшиковым, предстающим перед нами в образе главного тренера команды. Сцены откровенных разговоров ученика с учителем за жизнь по душам хочется пересматривать не один раз, а в паре моментов — даже пустить слезу.
Во-вторых, сам посыл картины должным образом воздействует в первую очередь на молодое поколение. Даже если юниор обнаруживает себя в составе команды из не самых больших мастеров, есть неочевидный, но шанс пробиться. Фильм подкупает тем, что на экране разворачивается жизненный путь живого человека, а не идеализированного прославленного спортсмена из репортажей газет и журналов. Главный герой проходит через звёздную болезнь, совершает ошибки в отношениях с любимой девушкой и в бессилии срывается на собственного тренера, своего главного наставника и человека, в принципе открывшего перед ним дорогу в большой спорт. Несмотря на всё это, на протяжении всего хронометража наблюдется личностный рост, и завершается фильм на пике — но не на пресловутом Олимпе, что достойно уважения.
А за какие фильмы не пришлось бы краснеть вам? Пишите в комментариях свои варианты. До новых встреч!