Найти тему
MAD TOSBY

«Узники страны призраков»: Безумный Ник

Фото ©️ Про:взгляд
Фото ©️ Про:взгляд

Ог­рабле­ние бан­ка, убий­ство за­лож­ни­ков, мо­ре кро­ви, зас­лу­жен­ное на­каза­ние, шанс ис­ку­пить ви­ну, ков­бои, са­мураи, гей­ши, приз­ра­ки и чуть-чуть бе­зумия, — всё это мож­но поп­ро­бовать най­ти в пос­та­пока­лип­ти­чес­ком бо­еви­ке «Уз­ни­ки стра­ны приз­ра­ков». Но най­дут­ся ли доб­ро­воль­цы поп­ро­бовать най­ти? О кар­ти­не — Ки­рилл Влас­кин

Пер­вый ан­гло­языч­ный фильм япон­ско­го ре­жис­сё­ра Си­она Со­но «Уз­ни­ки стра­ны приз­ра­ков» (2021) фан­та­зиру­ет на те­му бли­жай­ше­го (или да­лёко­го) бу­дуще­го. Бу­дущее здесь — это пос­та­пока­лип­ти­чес­кий мир по­бедив­ше­го гло­бализ­ма. Глав­ный ге­рой, наз­ванный прос­то Ге­рой (Ни­колас Кей­дж), мно­го лет на­зад со­вер­шил дер­зкое ог­рабле­ние мес­тно­го бан­ка вмес­те со сво­им на­пар­ни­ком Пси­хопа­том (Ник Кас­са­ветис). Пос­ле кро­вавой бой­ни в бан­ке и не­удач­но­го по­бега Ге­рой ока­зыва­ет­ся за ре­шёт­кой. И вот те­перь Ге­рою вы­пада­ет шанс вый­ти на сво­боду, от­пра­вив­шись на опас­ную опе­рацию по спа­сению до­чери мес­тно­го Гу­бер­на­тора (Билл Мо­ус­ли) в та­инс­твен­ную Стра­ну приз­ра­ков.

Стра­ну приз­ра­ков, не­боль­шую тер­ри­торию пос­ре­ди пус­ты­ни, не мо­жет по­кинуть ни один че­ловек. Ког­да-то на этой зем­ле про­изош­ла ядер­ная ка­тас­тро­фа, ок­ру­жив­шая всю тер­ри­торию приз­ра­ками учас­тни­ков этой ава­рии. Лю­бая по­пыт­ка жи­вого че­лове­ка вый­ти от­сю­да за­кан­чи­ва­ет­ся встре­чей с мер­тве­цами, пог­ру­жа­ющи­ми бег­ле­цов в сон. Жи­тели Стра­ны приз­ра­ков в изо­ляции пос­те­пен­но дег­ра­диро­вали, ста­ли соз­да­вать идо­лов из жи­вых лю­дей, ежед­невно учас­тву­ют в ри­ту­але по сдер­жи­ванию стре­лок го­род­ских ча­сов, что­бы с те­чени­ем вре­мени как бы не выш­ло ещё че­го-ни­будь пло­хого.

Фото ©️ Про:взгляд
Фото ©️ Про:взгляд

Фильм раз­во­рачи­ва­ет­ся вок­руг ка­нонич­но­го ки­носю­жета, ухо­дяще­го кор­ня­ми в эпо­ху вес­тернов, — по­иск и спа­сение бру­таль­ным му­жиком без­за­щит­ной де­вуш­ки. Од­на­ко этот сю­жет ав­то­ры филь­ма пы­та­ют­ся пре­под­нести с тон­кой иро­ни­ей по от­но­шению к жан­ру. Ан­ту­раж филь­ма объ­еди­ня­ет в се­бе ти­пич­ный Ди­кий За­пад, ко­торый мы зна­ем по клас­си­чес­ким вес­тернам, и сред­не­веко­вую Япо­нию, уга­дыва­емую по са­мурай­ским филь­мам. В каж­дый по­ворот­ный для сю­жета мо­мент жанр опус­ка­ет шут­ки от­но­ситель­но са­мого се­бя, при этом вы­дер­жи­вая аб­со­лют­но серь­ёз­ную ри­тори­ку. Но боль­шой воп­рос — удач­ны ли эти шут­ки?

Фото ©️ Про:взгляд
Фото ©️ Про:взгляд

Вот го­лому Ге­рою да­ют ком­би­незон, на­чинён­ный взрыв­чаткой на нуж­ных мес­тах: на лок­тях, что­бы не рас­пускал ру­ки по от­но­шению к жен­щи­нам, на мо­шон­ке, что­бы не рас­пускал се­мя, и на шее, что­бы не смог снять кос­тюм. Вот Ге­рой де­монс­тра­тив­но от­ка­зыва­ет­ся от ав­то­моби­ля и са­дит­ся на ве­лоси­пед, пос­ле че­го мед­ленно про­ез­жа­ет на нём нес­коль­ко от­но­ситель­но дол­гих кад­ров. По­жалуй, это весь юмор, ко­торый есть в филь­ме. Луч­шая, до бо­ли смеш­ная сце­на в кар­ти­не свя­зана имен­но с ком­би­незо­ном, ак­ти­виро­вав­шим мо­шоноч­ный за­ряд при пер­вом при­кос­но­вении Ге­роя к до­чери Гу­бер­на­тора. Пос­тавлен­ная в се­реди­ну филь­ма, эта сце­на взбод­рит всех зад­ре­мав­ших на ки­носе­ан­се.

От­но­ситель­но про­чих пос­тмо­дер­нист­ских игр с жан­ром воз­ни­ка­ет проб­ле­ма с вос­при­яти­ем. Наз­вать их смеш­ны­ми нель­зя да­же гло­баль­но, так как от не­кото­рых де­конс­трук­ций жан­ра ве­ет не столь­ко иро­ни­ей, сколь­ко нех­ваткой бюд­же­та. Ни­колас Кей­дж в об­ра­зе Ге­роя, веч­но су­ровый и веч­но мол­ча­ливый, нес­коль­ко раз от­кры­ва­ющий рот для ко­рот­ких реп­лик, выг­ля­дит не са­мым удач­ным кан­ди­датом для кру­того бру­таль­но­го бо­еви­ка. Его мол­ча­ливость выг­ля­дит не чер­той ха­рак­те­ра зам­кну­того в се­бе че­лове­ка, а вы­нуж­денной ме­рой ог­ра­ничить ко­личес­тво реп­лик (как из­вес­тно, ак­тё­рам пла­тят за реп­ли­ки в том чис­ле, и на этом мож­но сэ­коно­мить, приг­ла­шая звёзд). Не ра­бота­ет ни од­на пе­рипе­тия, каж­дый но­вый шаг лю­бого из ге­ро­ев сде­лан фор­маль­но. Весь эк­шен с ог­нес­трель­ным ору­жи­ем и ка­тана­ми пос­тавлен буд­то бы неп­ра­виль­но, без при­выч­ных тем­пов и вы­рази­тель­нос­ти. И фи­наль­ный тща­тель­но го­товя­щий­ся по­бег из Стра­ны приз­ра­ков на са­модель­ных тач­ках в сти­ле «Бе­зум­но­го Мак­са» (1979; 1981; 1985; 2015) так и не по­казы­ва­ет­ся на эк­ра­не. За­нуда ска­жет, что это иро­ния, но опыт­ный зри­тель с обос­трён­ным чувс­твом прек­расно­го в этом усом­нится.

18+ «Уз­ни­ки стра­ны приз­ра­ков» (2021): в про­кате с 16 сен­тября.