Найти тему

Зигзаг серпантина, уходящий в глубину ущелья - это Кату-Ярык

Замечали, наверно, если ездишь куда-то несколько раз подряд, то появляются дежурные места, которые хочется посетить и во второй, и в пятый раз. А бывают места, до которых долго не доходят, видимо, ноги😊

Для меня таким местом стал перевал Кату-Ярык. Много раз я видела фотографии зигзагообразного серпантина по крутому, уходящему вниз, склону. Очень хотелось самой это увидеть. Но долгое время мы считали, что туда слишком плохая дорога, потом не хватало времени. И вот в этом году свершилось – мы всё-таки съездили туда! У меня теперь есть собственные фотографии знаменитого серпантина!

Дорога выглядит узором на склоне.
Дорога выглядит узором на склоне.

Кату-Ярык (в переводе с алтайского – ущелье или теснина), пожалуй, один из самых сложных и впечатляющих перевалов Горного Алтая. Там проходит единственный транспортный путь в долину Чулышмана и к южному берегу Телецкого озера.

Дорога к перевалу действительно непростая.

Чтобы попасть на этот перевал, нужно свернуть с привычного Чуйского тракта в селе Акташ (788 км) в сторону Улаганского перевала. Проезжаем в клубах пыли знаменитые Красные ворота, дальше едем по грунтово-щебеночной, но вполне приличной дороге, даже с небольшими участками асфальтового покрытия, любуемся многочисленными озерами, проглядывающими снежными вершинами, поднимаемся на Уланганский перевал. Вот до этого места мы доезжали каждый год, и каждый раз приходилось возвращаться, потому что все передвижения были расписаны во времени.

Но на этот раз мы целенаправленно отправляемся дальше. Чем дальше движемся в сторону от местного райцентра Улаган, тем хуже становится дорога.

-2

Не сказать, что это ямы да ухабы, большей частью она превращается в ребристую поверхность. Ощущение, что то ли здесь гусеничные трактора проехали, то ли военная техника. Оказывается, это сыпучий грунт при определенных скоростях сбивается в такие гребешки и получается «стиральная доска».

-3

И ехать по такой поверхности крайне неприятно и непривычно. Машину трясет, она, бедняжка, дребезжит и поскрипывает, организм тоже трясется ей в такт. Очень некомфортно! Потом мы приспособились – вдоль дороги прямо по полям народ накатал параллельные проселочные дороги.

Не автобан, конечно, но по крайней мере не так трясет.
Не автобан, конечно, но по крайней мере не так трясет.

Сильно быстрее по ним не поедешь, зато машина идет ровно и гладко. Так вот и петляли, то возвращаясь на ребристую трассу, то снова ныряли на следующую проселочную дорогу.

Тем не менее мне удалось насладиться окрестными пейзажами.

-5

Не доезжая Кату-Ярыка, прямо с дороги, открывается вид на красивое горное озеро. Как таковой смотровой площадки там нет, но по стоящим машинам и людям на обочине место легко определяется.

Добирались мы до Кату-Ярыка от Акташа около 3 часов, правда с остановками и фотографированиями. За счет «зубодробильной» дороги время бежит не очень быстро 😊

Перевал действительно представляет из себя огромную расщелину. Далеко внизу блестит и извивается река Чулышман, напротив - отвесные высоченные скалы Чулышманского нагорья.

Дорога дальше спускается в долину с Улаганского плато по сумасшедшему серпантину. 9 зигзагов, вырубленных в почти отвесном склоне над пропастью. Колея узкая с достаточно сильным уклоном, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах. Тем не менее народ поднимается и спускается даже на обычных машинах. Хотя требуется определенное мастерство на спусках и достаточная мощность машины при подъеме, иначе пассажирам придется часть пути пройти пешком. В дождливую погоду условия спуска-подъема сильно усложняются.

-7

Хотя этот перевал считается самым сложным на Алтае, говорят, в прошлом году трафик был такой большой что даже выстраивались пробки на спуске.

Но в наши планы не входил спуск по серпантину. Поэтому мы ограничились осмотром местных красот.

-8

Смотровая площадка вытянулась по краю ущелья. По скоплению людей сразу видно наиболее интересные ракурсы для осмотра и съемки, вдоль склона по тропе ходят туда-сюда люди.

Вид, конечно, потрясающий. Чулышман где-то далеко внизу мчится по изгибам ущелья в окантовке прибрежной зелени, величественный склон напротив с ниткой стометрового водопада, уходящая вдаль расщелина, ну и знаменитый экстремальный серпантин. Хочется стоять и впитывать эту мощь и красоту!

Стометровый водопад выглядит ручейком.
Стометровый водопад выглядит ручейком.

Кто-то отправился в рисковый спуск, а мы отправились в обратный путь.

Увидев скопление машин и людей еще раз остановились и пройдя метров 400 увидели еще один водопад.

-10

На этом программа по осмотру красот Кату-Ярыка была выполнена:)

Так как наша база была в районе Онгудая, эта поездка заняла у нас практически целый день.

-11

Хоть место и потрясающее, второй раз просто на смотровую площадку я, наверно, не поеду, уж больно дорога долгая и трясучая, разве что в хорошей компании😊. А вот спуститься в долину Чулышмана заманчиво, но не на своей машине. Пусть это будет идеей на будущее.