Замечали, наверно, если ездишь куда-то несколько раз подряд, то появляются дежурные места, которые хочется посетить и во второй, и в пятый раз. А бывают места, до которых долго не доходят, видимо, ноги😊
Для меня таким местом стал перевал Кату-Ярык. Много раз я видела фотографии зигзагообразного серпантина по крутому, уходящему вниз, склону. Очень хотелось самой это увидеть. Но долгое время мы считали, что туда слишком плохая дорога, потом не хватало времени. И вот в этом году свершилось – мы всё-таки съездили туда! У меня теперь есть собственные фотографии знаменитого серпантина!
Кату-Ярык (в переводе с алтайского – ущелье или теснина), пожалуй, один из самых сложных и впечатляющих перевалов Горного Алтая. Там проходит единственный транспортный путь в долину Чулышмана и к южному берегу Телецкого озера.
Дорога к перевалу действительно непростая.
Чтобы попасть на этот перевал, нужно свернуть с привычного Чуйского тракта в селе Акташ (788 км) в сторону Улаганского перевала. Проезжаем в клубах пыли знаменитые Красные ворота, дальше едем по грунтово-щебеночной, но вполне приличной дороге, даже с небольшими участками асфальтового покрытия, любуемся многочисленными озерами, проглядывающими снежными вершинами, поднимаемся на Уланганский перевал. Вот до этого места мы доезжали каждый год, и каждый раз приходилось возвращаться, потому что все передвижения были расписаны во времени.
Но на этот раз мы целенаправленно отправляемся дальше. Чем дальше движемся в сторону от местного райцентра Улаган, тем хуже становится дорога.
Не сказать, что это ямы да ухабы, большей частью она превращается в ребристую поверхность. Ощущение, что то ли здесь гусеничные трактора проехали, то ли военная техника. Оказывается, это сыпучий грунт при определенных скоростях сбивается в такие гребешки и получается «стиральная доска».
И ехать по такой поверхности крайне неприятно и непривычно. Машину трясет, она, бедняжка, дребезжит и поскрипывает, организм тоже трясется ей в такт. Очень некомфортно! Потом мы приспособились – вдоль дороги прямо по полям народ накатал параллельные проселочные дороги.
Сильно быстрее по ним не поедешь, зато машина идет ровно и гладко. Так вот и петляли, то возвращаясь на ребристую трассу, то снова ныряли на следующую проселочную дорогу.
Тем не менее мне удалось насладиться окрестными пейзажами.
Не доезжая Кату-Ярыка, прямо с дороги, открывается вид на красивое горное озеро. Как таковой смотровой площадки там нет, но по стоящим машинам и людям на обочине место легко определяется.
Добирались мы до Кату-Ярыка от Акташа около 3 часов, правда с остановками и фотографированиями. За счет «зубодробильной» дороги время бежит не очень быстро 😊
Перевал действительно представляет из себя огромную расщелину. Далеко внизу блестит и извивается река Чулышман, напротив - отвесные высоченные скалы Чулышманского нагорья.
Дорога дальше спускается в долину с Улаганского плато по сумасшедшему серпантину. 9 зигзагов, вырубленных в почти отвесном склоне над пропастью. Колея узкая с достаточно сильным уклоном, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах. Тем не менее народ поднимается и спускается даже на обычных машинах. Хотя требуется определенное мастерство на спусках и достаточная мощность машины при подъеме, иначе пассажирам придется часть пути пройти пешком. В дождливую погоду условия спуска-подъема сильно усложняются.
Хотя этот перевал считается самым сложным на Алтае, говорят, в прошлом году трафик был такой большой что даже выстраивались пробки на спуске.
Но в наши планы не входил спуск по серпантину. Поэтому мы ограничились осмотром местных красот.
Смотровая площадка вытянулась по краю ущелья. По скоплению людей сразу видно наиболее интересные ракурсы для осмотра и съемки, вдоль склона по тропе ходят туда-сюда люди.
Вид, конечно, потрясающий. Чулышман где-то далеко внизу мчится по изгибам ущелья в окантовке прибрежной зелени, величественный склон напротив с ниткой стометрового водопада, уходящая вдаль расщелина, ну и знаменитый экстремальный серпантин. Хочется стоять и впитывать эту мощь и красоту!
Кто-то отправился в рисковый спуск, а мы отправились в обратный путь.
Увидев скопление машин и людей еще раз остановились и пройдя метров 400 увидели еще один водопад.
На этом программа по осмотру красот Кату-Ярыка была выполнена:)
Так как наша база была в районе Онгудая, эта поездка заняла у нас практически целый день.
Хоть место и потрясающее, второй раз просто на смотровую площадку я, наверно, не поеду, уж больно дорога долгая и трясучая, разве что в хорошей компании😊. А вот спуститься в долину Чулышмана заманчиво, но не на своей машине. Пусть это будет идеей на будущее.