Найти тему
Прекрасное Далёко

Нарцис. Микеланджело Караваджо. Картина написанная 400 лет назад звучит как современная.

Эту картину редко встретишь в репродукциях, но она заслуживает к себе особое внимание. Когда я выбирала художника для рецензии, то именно эта работа зацепила мое воображение.

Это достаточно большое произведение искусства, его размер 5951-1599 мм. Написано оно маслом на холсте в 1597-1599 году. Картина Микеланджело Караваджо «Нарцисс» находится в Национальной галерее старинного искусства в Риме.

Композиция этой работы выразительная и неординарная. Она решается так, что все внимание зрителя сосредотачивается на фигуре юноши. Он является главным и единственным персонажем, на этом полотне художника.

Фото из свободных источников. "Нарцисс" Микеланджело Караваджо.
Фото из свободных источников. "Нарцисс" Микеланджело Караваджо.

Композиционный центр работы, это лицо Нарцисса. Именно в нем и кроется вся смысловая завязка сюжета. Караваджо как бы этим подчеркивает, что для Нарцисса ничего нет в этом мире кроме его самого.

Нарцисс смотрит только на самого себя, он пригнулся к воде в порыве лучше рассмотреть свое отражение. Художник сознательно не показывает его глаз, ведь он их не может оторвать от своего отражения. Нарцисс весь погружен в самого себя. Он даже касается рукой воды пытаясь быть ближе к самому себе.

Картина делится по горизонтали на две части. Верхняя часть, где мы видим склонившегося над гладью воды юношу, и вторая с его отражением.

Зеркальное построение композиции подчеркивает смысл самого мифа о Нарциссе, который не мог жить без своего отражения. Увидел свое отражение в воде, влюбился в него и умер, потому что не захотел отойти, чтобы поесть.

Зеркальность композиции создает ощущение замкнутости образа внутри себя, указывает на ловушку, куда попал юноша. Вода кажется мрачной бездной. Только блики у края воды, делят два мира, реальный и мир отражения.

Художник сознательно укрупняет фигуру юноши, и уводит в темноту окружающий пейзаж. В картине низкий горизонт, фигура юноши нависает над водой.

Отражение темное и мрачное, как и вода. Мы как бы читаем в воде отражение не только внешности человека, но и его душу. У Нарцисса она покрыта мраком, как и его будущее.

Сам образ Нарцисса у художника Караваджо лишен прекрасного прочтения. Нелепая, некрасивая поза лишена гармонии. Выражение лица с приоткрытым ртом, с морщинами на лбу отталкивающее.

Отсутствие душевной красоты и гармонии души сводит на нет красоту физическую. Внутри юноши на картине Караваджо кипят страсти, они поглощают его.

На темном фоне яркий свет вырывает фигуру юноши, которая читается светлым силуэтом. Жесткие всплески света, складки на белой рубахе подчеркивают драматичность сцены.

В правом верхнем углу картины есть небольшой отблеск света. Это намек на то, что где то реальный мир, солнце. В бездне воды уже никакой надежды. Богатый узор на одежде юноши говорит, что он был не равнодушен к своей внешности и до того, как увидел свое отражение.

Это полотно Микеланджело Караваджо редко встретишь в репродукциях, но оно очень психологично и тонко передает ощущения человека влюбившегося в самого себя, ради своего отражения отказавшегося от жизни. В картине хорошо читается оценка Нарцисса самим художником.

Картина «Нарцисс» Микеланджело Караваджо относит художника к яркому представителю стиля барокко. В центре внимания художника борьба разума и чувств. Мистицизм, трагизм и экспрессивность формы очень характерно для этого стиля.

Караваджо смог внести сюда углубленный психологизм, который отличает работы художника. Именно этот психологизм, неординарность подхода к теме нарциссизма оказалась интересной и востребованной сейчас.

Ведь бесконечная любовь к себе, эгоизм стал основной приметой нашего времени. Насколько это опасно предупреждает художник, живший 400 лет назад.

Надеюсь, статья будет вам интересна. Рада буду ответить на все ваши комментарии и вопросы.