Найти тему

"Философия А.Л. Чижевского" (книжная новинка)

Замечательный русский ученый, философ, публицист Н. Н. Страхов писал, что больно видеть, как целые жизни в России, создавшие море идей, проходят впустую, ибо нет поколений, которые востребуют эти идеи и эти ценности.

Действительно, наша философская рефлексия, не советская (ибо советской философии никогда и не было, хотя были и есть штатные профессора и даже — Институт философии), но русская (Н. О. Лосский, В. Зеньковский, Г. Шпет, Б. Яковенко, Ф. Степун, Н. Бердяев, В. Иванов) — не рассматривает в качестве философии творчество М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, Н. Лобачевского, В. И. Вернадского, Н. Васильева, Л. Гумилева, Ф. Тютчева, А. Л. Чижевского. А ведь все это — оригинальные русские философии науки!

А. Л. Чижевский не попал в историю русской философии. Между тем он крупнейший представитель такого направления в русской философии, как космизм.

Им создано не только определенное направление в науке, но развернута и определенная философия — гносеология, онтология, логика, способ систематизации фактического материала, система ценностей, система возможных действий человечества.

В этом смысле труды А. Л. Чижевского составляют ядро естественнонаучной школы в русском космизме (А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. А. Богданов, В. А. Шмаков и др.). В целом же это фундамент русского космизма как типа русской философии в конце XIX–XX вв. (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П. А. Флоренский, Н. Ф. Федоров, от. Серапион, Е. П. Блаватская, Д. Л. Андреев, Н. Н. Страхов, А. Ф. Лосев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Розанов и др.).

Гуманитарный тип образования А. Л. Чижевского при его несомненной талантливости и гениальности обеспечил уникальный тип личного творчества, способность переводить противоположности в совместимые различия, способность организовывать любой разнородный материал в целое, способность квантитивации в локальном аспекте информации, исключительное чувство уникального видения объектов (это мы называем высшей психической функцией эроса, драмы, мифа и лирики культурно-типического характера).

А. Л. Чижевский профессионально работал в археологии и истории, комплексе гуманитарных наук, биологии, биофизике, биохимии, космобиологии (им созданной), медицине, геофизике, метеорологии, астрономии, комплексе естественных наук, комплексе инженерно-конструкторских наук, в математике, философии.

В России было несколько гениев, интуиция которых работала на материале множества наук, используя в совместимой форме объектные языки десятков наук. Таковы М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев, К. Э. Циолковский.

Именно за счет этой своей уникальной способности, способности именно русского культурно-исторического типа, включающей и способности редукции (химии к физике, оптике, геометрии, всего комплекса медицинских наук к электростатике и электродинамике обмена в живых клетках, молекулах жизни и др.), эти люди далеко опережали свое время в своих теориях, оставаясь для современников непонятными.

Весь смысл жизни А. Л. Чижевского состоял в том, чтобы увеличить объем человеческого здоровья и человеческой свободы на этой основе. Суть зла он видел в сохранении того, что уменьшает наше здоровье и стесняет свободу нашего индивидуального творчества.

Этим целям служили его исследования в области истории и открытие им параллелизма солнечной активности и социальной активности, революций, восстаний, забастовок, терроризма, побед либералов и консерваторов в избирательных процессах и т. п.

Именно этой цели служила разработанная им теория и технология лечения любых болезней униполярными аэроионами отрицательного заряда. Действительно, на любую болезнь можно воздействовать на уровне электростатики и электродинамики внутриклеточного электрообмена. Иначе говоря, существуют однородные электростатические и электродинамические образы любых заболеваний. Это редукционный подход, шаг к переходу от атрибутивной методологии медицины к будущей субстратной методологии электронной медицины XXI века. Естественно, что подобный подход к человеку нашел свое применение и в промышленном животноводстве.

В книге исследуется гносеология, онтология, логика, способ систематизации фактического материала, система ценностей, система возможных действий человечества, выявляется его модель наук и мышления, теории в области медицины, социальной философии, истории.
Создана модель русской идеи, определено в ней место философии А.Л. Чижевского.
Книга предназначена для философов, учителей, врачей, инженеров, всех, кто интересуется идеями А. Л. Чижевского и философскими вопросами исторического пути России, а также для обучающихся по направлениям подготовки 47.03.01 «Философия» (бакалавры), 47.04.01 «Философия» (магистры).

(Отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Философия А.Л. Чижевского", М.: А-проджект, 2022)

КУПИТЬ КНИГУ

Авторы

Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе десяти монографий и шести учебных пособий по проблемам теории познания, истории и теории культуры;

Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе восьми монографий и трех учебных пособий по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ на нашем канале

Александр Чижевский: непризнанный гений России

Вадим Скипетров: учёный, гражданин мира - книжная новинка

История людей как предательство

"Философия А.Л. Чижевского" А.А. и П.А. Гагаевы
"Философия А.Л. Чижевского" А.А. и П.А. Гагаевы

Философия А.Л. Чижевского
Философия А.Л. Чижевского