Найти тему

"Ветер" или страх перед ядерным оружием.

Независимо от возраста, каждый из нас знает, что такое мультипликация. Все мы смотрели мультфильмы и продолжаем периодически смотреть всю жизнь. Современные картины могут вызвать споры. Качество изображения, сюжет, посыл: всё это может стать причиной дискуссий. Излишняя жестокость или «неправильные» современные взгляды чаще всего отталкивают от просмотра той или иной работы. Зачастую рядовой зритель скажет «а раньше было лучше», ссылаясь, на советские картины. Приводя излюбленные примеры прекрасных и добрых мультфильмов советской эпохи, многие забывают о так называемой «темной» стороне, которая присуща любому искусству.

Роберт Аршавирович Саакянц
Роберт Аршавирович Саакянц

Роберт Аршавирович Саакянц - выдающийся армянский режиссёр, сценарист и мультипликатор, работы которого видел практически каждый советский ребёнок («Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене…», «Армянский Рай»). Саакянц зачастую использовал литературную основу известных армянских произведений. Иными словами оформлял первоисточник – книгу в визуальный переплет. Но его оригинальная работа, основанная на собственных мыслях, привела нас к этому разговору.

Сюрреализм, насмешка над обществом и неприкрытый страх вот что можно увидеть в короткометражной работе Саакянцева «Ветер».

Короткометражный мультфильм "Ветер"
Короткометражный мультфильм "Ветер"

Картина содержит множество аллюзий и деталей, которые можно интерпретировать по-разному. Разберём же одну из них.

Сюжет построен вокруг простого служащего на военном полигоне, его работа незамысловата, документы и проверка пропусков. Но в один момент к нему приходят странно выглядящие военные, а дальше больше.

Короткометражный мультфильм "Ветер"
Короткометражный мультфильм "Ветер"

Сама короткометражка была снята в 1988 году. Недавний взрыв на Чернобыльской АЭС, «холодная» война и страх перед ядерным вооружением, отложились в сознании автора и советских людей той эпохи.

Невероятные трансформации тел и сознания персонажей картины, кажутся лишь сюрреалистичным бредом автора, однако во всём можно рассмотреть метафору. Запущенная ракета стала отправной точкой дальнейших событий. Куда же она направлялась? Неизвестно. Но известно лишь последствия, что отразились на служащих полигона.

Короткометражный мультфильм "Ветер"
Короткометражный мультфильм "Ветер"

Ракеты стали запускаться всё чаще и чаще, и в итоге разрушили Землю. Но ничего не случается просто так. Как и здесь, люди не сами захотели всё разрушить, им в этом помогли.

Короткометражный мультфильм "Ветер"
Короткометражный мультфильм "Ветер"

Группа маленьких солдат в противогазах заменяют все кнопки и переставляют клавиши, тем самым преобразовывают управленческий пульт по отправке ракет. Наличие противогазов демонстрирует их осведомлённость происходящим. Они знают о последствиях, но следуют определённому приказу, который отдало руководство. Этому свидетельствует аллегоричный портрет Сталина на лобовом стекле их транспорта.

Короткометражный мультфильм "Ветер"
Короткометражный мультфильм "Ветер"

Власть управляет всем, не прямыми воздействиями, а незаметными изменениями. На них не могут повлиять обычные служащие, чей разум затуманен. В данном случае конкретными запрещёнными веществами.

Желание власти использовать возможности ядерного оружия привели к полному уничтожению Земли. Возможности превращаются в игру, смертельную игру. И главный герой, желающий остаться в мире, не тронутым страшными последствиями, выпрыгивает навстречу исчезающей действительности.

Ядерное оружие может уничтожить всё и оставить только ветер, сметающий пепел, что когда то был человечеством.

Короткометражный мультфильм "Ветер"
Короткометражный мультфильм "Ветер"