Недавно в СМИ мелькнуло интервью с одной из учительниц, которая призналась, что современные дети плохо понимают литературу девятнадцатого века, а стихи Фета или Тютчева читают чуть ли не со словарём. Нынешнему поколению непонятны не только многие сюжеты классической литературы, но и стиль их изложения. Такое же мнение можно отнести и к кино.
Чем дальше от времени, в котором был снят фильм, тем меньше понимания тех проблем, которые волнуют героев, и тех обстоятельств, что их окружают. Сегодня невозможно представить двадцатилетних молодых людей, которые с замиранием сердца и не отрываясь смотрели бы «Семнадцать мгновений весны». Не потому, что культовый для поколений советских людей фильм плох, а просто потому, что изменился ритм жизни, он стал динамичнее, и им непонятно, как герой сериала может пять минут ничего не делать на экране, а просто смотреть в камин.
Поколение семидесятых-восьмидесятых с трудом воспринимало советские довоенные фильмы. Те же «Цирк», «Чапаев» или «Весёлые ребята» воспринимались как предания старины глубокой, и не вызывали никакого интереса, хотя кинокритики относили их к классике кинематографа.
Фильмы пятидесятых годов, снимавшиеся после смерти Сталина, более или менее правдиво отражали жизнь советских людей. Тем не менее фильм «Чужая родня» - бывший лидером проката, снятый по сценарию одного из самых раскрученных писателей того времени Владимира Тендрякова, одним из лучших режиссёров Михаилом Швейцером - оставит равнодушным современных зрителей. Даже не смотря на то, что в главных ролях снимались такие звезды, как Николай Рыбников и Нонна Мордюкова. Искусственный, пропагандистский конфликт поколений вызывает недоверие и отторжение.
Но несколько фильмов пятидесятых годов, когда советский кинематограф предвосхитил появление модного в шестидесятые неореализма, вряд ли оставят равнодушными новое поколение.
Один из них «Дело было в Пенькове». Если вначале могут показаться неправдоподобными чистота в крестьянских избах и ухоженные колхозники, то сюжет и игра актёров вызывают восхищение и сегодня. Во-первых, вечный любовный треугольник, во-вторых, типажи героев. Лица актёров, непохожие друг на друга характеры героев, вызывают чувство подлинности. Даже юмор в этом фильме понятен спустя семьдесят лет. Единственное, что вызывает разочарование, так это финал, пропагандирующий нерушимость ячейки советского общества, несмотря на увлечение главы семьи.
Такие фильмы, как «Дело Румянцева» и «Летят журавли», так же относящиеся к классике советского кинематографа, смотрятся сегодня с интересом. Конечно, и в том, и другом случае, есть эпизоды, которые следует объяснять современной молодежи, поскольку она не понимает бытовые мелочи того времени. Но вот сюжеты и игра актёров захватывают.
И главное, что в обоих фильмах речь о понятном всем чувстве – любви. Поскольку идеология немного сдавала свои позиции в те годы, отношения героев фильмов будут понятны и сейчас, в них нет назидательности и навязывания идей о том, какой правильной должна быть советская семья.
«Карнавальная ночь» - ещё один шедевр пятидесятых годов, без сомнения, будет смотреться спустя много лет. И опять-таки, типажи актёров, их влюбленность, музыкальность, и сатира, почти актуальная, вызывают восхищение и чувство подлинности.