Найти тему

Вопросы о школьных учебниках

Оглавление

Ольга Бондарева, для Telegram-канала "Бондарева. Без купюр"
September 16, 2021

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы слышим огромное число претензий, высказываемых в адрес Министерства образования. Критикуют всё: от цен на питание до наполнения учебников и карантинных мероприятий.

А ведь, если разобраться, то каждая из этих тем относится к отдельной структуре, будь то Комбинат школьного питания, Минздрав или Национальный институт образования, занимающийся составлением учебников. О них и пойдёт речь в моей новой серии «Вопросы о школьных учебниках», потому что в основном белорусов интересует именно наполнение пособий и учебных материалов.

Хочу поблагодарить директора НИО Валентину Васильевну Гинчук за согласие дать интервью каналу «Бондарева. Без купюр» и ответить на все наши вопросы о школьных учебниках. А их скопилось не два и не три, а несколько десятков. Поэтому мы будем последовательно публиковать тематические блоки, чтобы наиболее полно проинформировать белорусов о том, как ведётся работа по составлению пособий, кто принимает участие в процессе и многих других.

Итак, начинаем.

Блок 1. Общие вопросы

1.    Как в целом происходит подбор материала для учебников? Кто принимает участие? На каких источниках основана подача информации?

2.    Могут ли родители также поучаствовать в разработке тех или иных учебников? Если да, то как это сделать?

3.    Если родители или педагоги заметили ошибку в учебнике, куда они могут обратиться, чтобы донести информацию? Ведь от ошибок никто не застрахован, а обратная связь могла бы во многом помочь.

4.    Существует сложность с подачей материала. Это касается как определения понятий (физика, обществоведение, география), так и способов решения задач (скажем, по тригонометрии или алгебре).

5.    Кто несёт ответственность за рецензирование учебников?

6.    В учебном пособии «Человек и мир. Рабочая тетрадь 1 класс» (автор Е. Н. Михед), изданном в серии «Школьная программа» издательством Сэр-Вит в 2020 году, на с. 4 в иллюстрации допущена ошибка в расположении областных центров Республики Беларусь. Также в списке использованных источников нет упоминаний авторов произведений, а присутствуют только ссылки на интернет-хабы стихов, пословиц, загадок, картинок. Получается, что ребёнок не знает ни Барто, ни Маршака, а только читает текст без имени. А ведь у каждого произведения есть создатель.

Обложка  учебного пособия «Человек и мир. Рабочая тетрадь 1 класс» (автор Е. Н. Михед), серия «Школьная программа» от издательства "Сэр-Вит", 2020 год
Обложка учебного пособия «Человек и мир. Рабочая тетрадь 1 класс» (автор Е. Н. Михед), серия «Школьная программа» от издательства "Сэр-Вит", 2020 год
На с. 4 данного пособия карта Беларуси не соответствует действительности
На с. 4 данного пособия карта Беларуси не соответствует действительности

Список использованных источников в данном пособии представляет собой не имена авторов, а ссылки на интернет-хабы стихов и прочих произведений
Список использованных источников в данном пособии представляет собой не имена авторов, а ссылки на интернет-хабы стихов и прочих произведений
Титульная страница с указанием составителей учебного пособия
Титульная страница с указанием составителей учебного пособия

1. Как в целом происходит подбор материала для учебников? Кто принимает участие? На каких источниках основана подача информации?

Добрый день! Давайте начнём с того, что разработка школьного учебника – очень сложное дело. Те авторы, которые писали учебники для ВУЗов и школы, признаются, что написать учебник для школы гораздо сложнее.

Написанию учебника предшествует разработка учебной программы по учебному предмету. Учебная программа является нормативным, а значит, обязательным к выполнению документом. Она определяет содержание учебного пособия по учебному предмету. В учебной программе указывается перечень тем и вопросов, которые подлежат изучению, время на их изучение, а также требования к результатам учебной деятельности учащихся, т.е. чему они должны научиться (что должны знать и уметь).

С 2015 года мы поэтапно обновили учебные программы по всем учебным предметам для 1-11 классов. В 2021/2022 учебном году по новым программам учатся наши 11-классники. Для разработки новых учебных программ были созданы рабочие группы, в которые на паритетных началах вошли:

🔹ученые (это преподаватели ВУЗов, специалисты НАН Беларуси;

🔹научные сотрудники Национального института образования);

🔹методисты Национального института образования (НИО);

🔹Академии последипломного образования (АПО);

🔹региональных институтов развития образования (ОИРО);

🔹педагоги учреждений общего среднего образования (как правило, учителя высшей категории и учителя-методисты).

❗️При разработке новых учебных программ:

👉исключались теоретические вопросы, которые, по мнению педагогов, были сложны для усвоения учащимися;

👉некоторые темы и вопросы были перенесены в старшие классы, например, закон Архимеда по новой программе изучается в 9 классе, а раньше изучался в седьмом;

👉усилен белорусский контент, включено больше вопросов, которые предусматривают изучение природных и культурных достопримечательностей Беларуси, достижений белорусского народа в разных отраслях жизнедеятельности;

👉в требованиях к результатам учебной деятельности учащихся акцент сделан на умении применять усвоенные знания для решения учебных задач, а также в жизни (ремонт, покупки, посещение музеев и др.).

После разработки все учебные программы обсуждались в творческих группах учителей-предметников на базе АПО и ОИРО, были доработаны по их замечаниям и предложениям и утверждены.

Для авторов учебных пособий учебная программа по предмету – закон! Они должны отразить в учебных пособиях все указанные в программе темы и вопросы и предложить задания, упражнения, иллюстрации, которые будут направлены на то, чтобы учащиеся усвоили учебный материал и научились тому, что предусмотрено учебной программой.

Отбор учебного материала для учебного пособия по указанным в программе темам и вопросам осуществляют авторы учебного пособия.

❓Может ли автор включить в учебное пособие все, что пожелает? Ответ – «Нет». Он должен учитывать, как минимум, три фактора. Во-первых, возрастные познавательные возможности учащихся, у 1-классников, 5-классников и 11-классников они, как понимаете, разные. Во-вторых, время, отведенное учебной программой на изучение той или иной темы. В-третьих, разрешенный объем учебного пособия, который строго регламентируется Санитарными правилами и нормами, утвержденными Министерством здравоохранения.

❓Можно ли в учебное пособие «втиснуть» все, что хотят мамы, папы, бабушки и дедушки отдельных школьников?

Ответ очевиден: «Нет». Авторы учебного пособия должны предложить тот минимум учебного материала (текстов, задач, упражнений, иллюстраций), который обеспечит выполнение учебной программы. Согласитесь, это не совсем простая задача.

❓Чем руководствуются авторы учебных пособий при отборе учебного материала? Принципиально важно! Достижениями отечественной академической науки, которые изложены в монографиях и других научных изданиях. Например, при подготовке учебных пособий по истории авторы руководствуются изданием «История белорусской государственности» в пяти томах, подготовленным Институтом истории НАН Беларуси.

2. Могут ли родители также поучаствовать в разработке тех или иных учебников? Если да, то как это сделать?

Полагаю, что большинство авторов новых учебных пособий являются мамами, папами или бабушками и дедушками. Хотя анализ состава авторских коллективов по такому критерию мы не проводили.

Среди авторов новых учебных пособий, которые изданы в 2015–2021 годах, 18 докторов наук, 169 кандидатов наук, 38 методистов, 52 учителя высшей квалификационной категории и категории «учитель-методист».

❓Как они стали авторами учебников?

Участвовали в конкурсе и победили! Конкурс на создание новых учебных пособий проводился в 2015–2019 годах. Национальный институт образования направлял приглашения для участия в конкурсе в ВУЗы, где имеются соответствующие кафедры, в НАН Беларуси, в управления образования облисполкомов. Приглашения к участию в конкурсе публиковались в «Настаўніцкай газеце» и на национальном образовательном портале.

❓Почему именно в эти учреждения и в «Настаўніцкую газету»?

Мы уверены в том, что разрабатывать школьные учебники должны профессионалы. Это люди, знающие учебный предмет, методику обучения этому предмету и психологию обучения и воспитания детей конкретного возраста. Как показал опыт, наиболее успешными оказались авторские коллективы, в которых объединились ученые, методисты и учителя-практики.

На сегодняшний день все учебные пособия для учреждений общего среднего образования, их всего 217, обновлены. Но это не значит, что работа с ними прекращается.

☝️В советском учебном книгоиздании была хорошая практика совершенствования учебников при подготовке их к переизданию. Некоторые учебники выдерживали по 20 и более переизданий, становясь всякий раз лучше.

Мы эту практику сохранили. Все учебные пособия проходят опытную проверку. В ней участвуют педагоги. Работая с конкретным учебным пособием в течение учебного года, они пишут свои замечания по его содержанию:

🔹по текстам параграфов;

🔹формулировкам определений понятий

🔹по иллюстративному материалу

🔹вопросам и заданиям

Все замечания по результатам опытной проверки обобщаются и систематизируются в Национальном институте образования. Мы организуем круглые столы с авторами, методистами, педагогами, участвовавшими в опытной проверке, и определяем направления доработки и совершенствования учебных пособий.

❓Могут ли родители сегодня поучаствовать в разработке учебников? Скорее, в совершенствовании содержания действующих учебников. Для этого нужно внимательно прочитать действующий учебник. Постараться понять замысел, идею авторского коллектива. Изложить свои предложения по совершенствованию содержания учебного пособия.

3. Если родители или педагоги заметили ошибку в учебнике, куда они могут обратиться, чтобы донести информацию? Ведь от ошибок никто не застрахован, а обратная связь могла бы во многом помочь.

Совершенно верно. Обратная связь с педагогами, родителями, учащимися – важное средство совершенствования учебных пособий. Поэтому, начиная с 2015 года, мы проводим онлайн-анкетирования педагогов, учащихся, их родителей, с целью изучить их мнения о новых учебниках, определить направления их доработки и совершенствования.

И еще. С 2015 года на национальном образовательном портале (adu.by) создан раздел «Новые учебники. Новые учебные программы». Каждый желающий может высказать свои замечания и предложения по учебным программам и учебникам, обратившись на инфолинию портала. Здесь же можно задать вопрос автору любого учебного пособия.

❗️Но есть нюанс! Потребуется указать свое имя и адрес электронной почты. Но, ведь, для человека, который действительно заинтересован в том, чтобы учебники стали лучше, предлагает конструктивные идеи, а не просто «поливает грязью» действующие учебники и авторов, это не преграда. Другое дело, что формулировать эти предложения – это тоже труд. Ведь для этого надо внимательно прочитать учебное пособие. А не огулом обвинять: «все плохо!»

🤝Мы открыты к общению со всеми участниками образовательного процесса. Ждем конкретные замечания и предложения по содержанию действующих учебных пособий. Можно написать на инфолинию портала, можно обратиться другим образом. Мы все обращения передаем авторам учебных пособий. Они рассматриваются при подготовке учебных пособий к переизданию.

4. Существует сложность с подачей материала. Это касается как определения понятий (физика, обществоведение, география), так и способов решения задач (скажем, по тригонометрии или алгебре).

Доступность изложения учебного материала – это одно из основных требований, которые предъявляются к школьным учебникам. В Национальном институте образования был проведен не один семинар для авторов учебных пособий, на которых обсуждались пути обеспечения доступности учебных текстов: это и количество слов в предложении, и использование лексических и синтаксических конструкций, например, не злоупотреблять придаточными предложениями, излишними эпитетами и др.

Если что-то не получилось с первого раза, будем отрабатывать в ходе подготовки учебного пособия к переизданию. Будут учитываться при этом и предложения, которые поступили в институт.

С другой стороны, хочу отметить, что учеба – это интеллектуальная деятельность, она предполагает ежедневную кропотливую работу:

✅нужно внимательно слушать объяснение учителя на уроке;

✅внимательно читать тексты учебных пособий;

✅ежедневно выполнять домашние задания.

И об этом стоит говорить и с родителями, и с учащимися.

Многие же родители и дети считают: «все должно быть легко!». Нам следует уходить от такого понимания учения. Нет затруднений и их преодоления – нет развития! Доступность – это не примитивизм. Каждый следующий текст в учебном пособии должен быть чуть труднее предыдущего, он должен поднимать учащегося на следующую ступеньку в развитии.

5. Кто несёт ответственность за рецензирование учебников?

Все учебные пособия по учебным предметам проходят многоступенчатую экспертизу:

👉    проверку на соответствие содержания учебной программе по учебному предмету;

👉    рецензирование специалистами: учеными ВУЗов, НАН Беларуси, методистами, учителями-практиками;

👉    психолого-педагогическую экспертизу на соответствие возрастным познавательным особенностям учащихся;

👉    рассмотрение на заседаниях предметных секций, президиума и бюро Научно-методического совета при Министерстве образования.

Учебные пособия по истории, обществоведению, литературе, географии Беларуси рассматриваются на заседаниях секций и бюро Государственной комиссии по подготовке учебников в обществоведческо-гуманитарной сфере, состав которой утверждается распоряжением Президента Республики Беларусь.

✅В случае положительной оценки на всех указанных этапах учебное пособие по учебному предмету (например, «Математика», «Русский язык», «Физика» и др.) получает гриф «Допущено Министерством образования Республики Беларусь».

✅Другие пособия для учащихся (рабочие тетради, хрестоматии, атласы, контурные карты и др.) получают гриф «Рекомендовано научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь».

❗️Указанные грифы принципиально важны!❗️

Они означают, что учебное издание прошло экспертизу и может использоваться в образовательном процессе. По Кодексу Республики Беларусь об образовании (п. 9 ст. 94) только такие учебные издания могут использоваться в учреждениях образования.

❌Но сегодня на рынке есть много другой учебной литературы без этих грифов. Она издается издательствами самостоятельно, без представления в НИО на экспертизу. И если вы купили такое издание, то претензий к его качеству ни в Министерство образования, ни в Национальный институт образования предъявлять не стоит. Более того, использование таких пособий в образовательном процессе неправомерно.

Поэтому предлагаю не комментировать вопрос о пособии «Человек и мир. Рабочая тетрадь. 1 класс» (автор Е.Н. Михед), изданном в серии «Школьная программа» издательством Сэр-Вит в 2020 году.

Для родителей учащихся повторю: на титульном листе учебного издания, которое рекомендуется использовать в образовательном процессе, должно быть написано:

🔹  либо «Допущено Министерством образования Республики Беларусь»;

🔹 либо «Рекомендовано научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь».

"Бондарева. Без купюр"

#образование #ОбщиеВопросы

#ВопросыОбУчебниках

#Гинчук

#Бондарева