Найти тему
Валерий Гаврилин

Кто на самом деле рулит рысистым коневодством в России и куда ведут реформаторы?

Введение обязательной предварительной платы за два года до возможного участия во Всероссийском Дерби рысистых пород в очередной раз показало, что вековые традиции рысистого коннозаводства в России в любой момент могут быть внезапно скорректированы и даже отменены. Кто же эти люди, которые имеют возможность влиять на принятие решений, определяющих ситуацию в целой отрасли? Куда направлены их усилия?

Формально коневодство входит в сферу управления Министерства сельского хозяйства РФ, точнее – Департамента животноводства и племенного дела (Депживотноводства). На сайте Минсельхоза можно ознакомиться с любопытным документом под названием «Дорожная карта по реализации мероприятий, направленных на развитие коневодства Российской Федерации на период 2019-2020 годы». Практически везде в качестве соисполнителей проведения мероприятий кроме Депживотноводства фигурирует ВНИИК и АО «Росипподромы», включая «Внесение изменений в Методику проверки и оценки племенных лошадей рысистых пород на ипподромах Российской Федерации». И здесь ничего удивительного нет – АО «Росипподромы» хоть и являются коммерческой структурой, но все его акции принадлежат государству. Фактически АО «Росипподромы» и осуществляет оперативное управление отраслью.

Генеральный директор АО «Росипподромы» Зайцев Дмитрий Сергеевич согласно официальной информации имеет три высших образования: техническое, экономическое и юридическое. То есть типичный «эффективный менеджер». Разумеется, ему не обойтись без рекомендаций специалистов по коневодству и ипподромному делу. Такими советниками у него числятся: исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Федерация бегов и скачек» (ООО «ФБС») Мельников Василий Петрович и член Бюро ООО «ФБС» Панченко Василий Яковлевич. Необходимо добавить, что и сам Зайцев входит в Бюро ООО «ФБС». Также в него входят Меркулов Сергей Витальевич (Президент), Козлова Вита Святославовна, Вартанов Вартан Азатович, Исмаилов Мехман Миралам оглы и Побочий Сергей Юрьевич. Если, конечно, верить информации официального сайта ООО «ФБС».

Что это за такая Федерация? Создана она была в конце 2018 года. В Уставе ООО «ФБС» в качестве направлений деятельности указано, что она «разрабатывает Регламенты проведения бегов и скачек на ипподромах в рамках уставной деятельности Организации», «составляет календарь проведения бегов и скачек на ипподромах», «осуществляет контроль за соблюдением Регламентов бегов и скачек», «разрабатывает правила аттестации специалистов отрасли (тренеров, наездников, жокеев, судей и др.) и аккредитации ипподромов» и многое другое. Не много не мало общественная организация присвоила себе функции разработки основных нормативных документов для этой отрасли и контроля за их выполнением.

Однако на сайте ООО «ФБС» никаких разработанных нормативных документов нет. Вообще нет никакой информации о деятельности собственно Федерации. Есть единственный протокол заседания Бюро от 17.10.2019 с решением провести конференцию 21 ноября 2019 г. Больше никаких протоколов нет. В качестве итогов Конференции размещена агитка с призывами улучшить и углубить, стать частью цивилизованного общества. Вообще возникают смутное подозрение, что данная Федерация – нечто вроде конторы «Рога и копыта» (да и названия созвучны). И создана она с единственной целью – придать легитимность затеям по «оптимизации» отрасли. Кстати, по аналогии можно и определить роль Генерального директора АО «Росипподромы» Зайцева, которую ему приходится играть в этом спектакле – роль зицпредседателя Фунта. Документы в своих личных интересах ему готовят его советники, а отвечать придётся ему, именно его подпись стоит под приказом об утверждении пресловутого Положения о формировании специального призового фонда для Большого Всероссийского приза (Дерби) и приза «Гильдейца». Но Фунт хотя бы получал двойной оклад при отсидке.

Кто же сейчас реально решает в нашей стране самые важные вопросы, связанные с призовым коневодством? Лично для меня вырисовывается совершенно удивительная схема. Несколько человек, договариваются между собой, затем от имени всего сообщества любителей коневодства приходят с готовым решением к руководителю головной корпорации в отрасли, и тот это решение превращает в нормативный документ, обязательный к исполнению для всех (корпорация является государственной, точнее, принадлежит государству).

Как же видят эти господа развитие целой отрасли коневодства в нашей стране? Это отражено в размещённой на сайте ООО «ФБС» Концепции своей деятельности.

Миссия НКО - создать ликвидный коммерческий продукт. Шизофрения, однако...
Миссия НКО - создать ликвидный коммерческий продукт. Шизофрения, однако...

Вывод из этой Концепции следует однозначный: сформулировали её типичные «оптимизаторы» и «реформаторы», которые уже завершают развал других отраслей в нашей стране. Себя они обычно называют либералами, сторонниками Рынка, борцами с тоталитаризмом и защитниками свободы. Что такое эффективность по мнению либералов, подробно разобрано в другой моей статье (https://zen.yandex.ru/media/id/5f201946ade0dd53957b14f9/ob-effektivnosti-chastnogo-sobstvennika-5f2812446a87df66b9d6ac81).

Постараюсь объяснить коротко на примерах. Как вы думаете, для чего нужно в стране образование? С точки зрения обычного человека цель национальной системы образования – получить большое количество высокообразованных специалистов, необходимых для развития науки, высокотехнологичного производства, с тем, чтобы наша страна имела возможность успешно конкурировать на международной арене, чтобы повысился жизненный уровень в стране. Но реформаторы имеют другую точку зрения. Образование должно быть эффективным, то есть приносить прибыль. Всё, что было бесплатным, сделать платным, передать в частные руки. Обучение – оказание услуг. Роль государства – привлечь инвесторов в эту отрасль, обеспечить возможность получить малоимущим льготные кредиты для оплаты обучения. Главное – государство сэкономит деньги, а если нам понадобятся специалисты, привлечём зарубежных, деньги на высокие зарплаты есть.

Реформированные школы выпускают то, что требует общество потребления
Реформированные школы выпускают то, что требует общество потребления

Аналогичное отношение к медицине. Её цель – не увеличить продолжительность жизни населения, ликвидировать болезни, оздоровить людей, улучшить демографическую ситуацию в стране. Цель – извлечение прибыли на предоставлении медицинских услуг. Поэтому гораздо выгоднее иметь не здоровых, а хронически больных граждан. А все услуги постепенно сделать платными. Если от этих реформ население будет вымирать, ничего страшного – они просто не вписались в Рынок.

Уменьшение количества населения снизит выделение в атмосферу парниковых газов
Уменьшение количества населения снизит выделение в атмосферу парниковых газов

Призовое коневодство в этом смысле для «реформаторов» и «оптимизаторов» ничем не отличается. Как видит развитие этой отрасли нормальный человек, увлеченный лошадьми? Увеличение количества мероприятий, улучшения качества их проведения, улучшение результатов показанной резвости, популяризация (увеличение количества зрителей). Больше удобных ипподромов, больше на них бегов и скачек, больше зрителей. А это потребует больше лошадей призовых пород, то есть увеличение поголовья племенных лошадей. Это является целью. А вот средством – получение доходов от функционирования этой отрасли во всех её звеньях.

У «оптимизаторов» и «реформаторов» средство становится целью, а про собственно развитие отрасли речь даже не идёт.

Вот что в граните отлито на официальном сайте ООО «ФБС»: «Наша миссия заключается в том, чтобы российские бега и скачки стали ликвидным коммерческим продуктом систем национального и международного конных тотализаторов». В переводе с либерального на нормальный русский язык это звучит так: «Хотим делать деньги на бегах и скачках, используя тотализатор». Цель барыг – наварить бабло. Любой ценой. И можно не сомневаться, они найдут способ достигнуть этой цели. Даже если это приведёт к полному уничтожению рысистого коннозаводства в нашей стране.

«Рыночный подход» тем и хорош, что предлагает «простые» способы решения проблем. Панацея – тотализатор. Вхождение в мировую систему, переход на международные стандарты, получение инвестиций и прочие либеральные мантры. Что-то вроде вступления в ВТО.

Реформаторы делают вид, что не понимают, что никому за рубежом конкуренция с Россией не нужна. Что свой рынок будут защищать как европейские страны, так и США. Не станет ЦМИ Нью-Васюками конного мира, у зарубежных партнеров найдутся объективные причины не допустить этого. В системе международного тотализатора российские игроки получат возможность делать ставки на любые зарубежные скачки и бега, принося доходы им. А вот обратного процесса не будет: найдётся тысяча причин, по которым зарубежным игрокам будет невыгодно или даже невозможно делать ставки на результаты наших мероприятий.

Ещё одна сказка – о том, что бега и скачки будут признаны у нас видами спорта, и на них польются потоки денег из Минспорта России. Авторы этого лозунга знают вообще объём финансирования неолимпийских видов спорта? Я несколько лет исполнял обязанности президента аккредитованной общероссийской спортивной федерации. Так вот, Минспорт России нам на все мероприятия выделял 500 000 рублей в год. Эти деньги способны что-то решить?

Но дело в том, что бега и скачки не могут быть признаны отдельными видами спорта. Вид спорта уже есть – конный спорт. В самом лучшем случае чисто теоретически они могут войти в конный спорт в качестве новых дисциплин. Но для этого нужно полностью менять правила проведения бегов и скачек. Допускаться в спортивные соревнования тогда будут все лошади независимо от их происхождения, победителями соревнований будут не лошади, а жокеи и наездники.

Спорт – не состязания среди племенных животных для выявления лучшей резвости, а соревнования между людьми, где животные могут выполнять функции только спортивного инвентаря.

Так как же будет на самом деле реформироваться отрасль, судя по обрывкам информации, которые можно выудить на сайте ООО «ФБС»?

В статье «О развитии рысистого спорта в России» пропагандируется мысль, что для больших призов для рысаков, которые проводятся на ЦМИ, необходимо увеличить дистанцию.

Что это означает? Бега будут проводиться не в один круг дистанции, а в несколько. Длина дорожки уже не будет иметь такого значения. Можно провести «оптимизацию»: уменьшить длину дорожки с 1600 до 1200 или до 1000 метров. Освободившую площадь отдать под жилую застройку. Или на другие, более доходные цели, чем бега и скачки.

Пермский ипподром. За высокие резвостные показатели и испытание рысистых лошадей областному ипподрому в 1969 году присваивают звание Республиканского.
Пермский ипподром. За высокие резвостные показатели и испытание рысистых лошадей областному ипподрому в 1969 году присваивают звание Республиканского.
То, что осталось от Пермского ипподрома после закрытия. Он не вписался в рынок.
То, что осталось от Пермского ипподрома после закрытия. Он не вписался в рынок.

Показанные на бегах результаты резвости никак не влияют на доход тотализатора: игроки голосуют на занятые места, а не на секунды победителей. И вообще, важно, чтобы зрители в заезде увидели увлекательный спектакль. Это означает, что совершенствование племенной работы с лошадьми призовых пород не имеет никакого смысла. Какие лошади запишутся на призы, такие и побегут. А уж наездники спектакль сыграют. Именно в этой логике написано Положение о формировании специального призового фонда для Большого Всероссийского приза (Дерби) и приза «Гильдейца», которое делает невозможным участие в них значительной части крэков.

Продолжим рассуждения. Кто сказал, что ставки можно делать только на бега и скачки лошадей? Ипподромы простаивают, можно в свободное время проводить бега борзых, гонки на картах и прочие состязания.

Чем не альтернатива лошадям?
Чем не альтернатива лошадям?

Почему бы не установить на ипподроме огромный экран, на который транслировать в он-лайн режиме бега или скачки с зарубежных ипподромов, чтобы зрители могли делать ставки прямо в России на бега во Франции или США? Кстати, некоторые отечественные коневладельцы отправили своих лошадок зарабатывать призовые за рубеж. Есть за кого поболеть!

И вообще в Москве можно оставить одну фан-зону для любителей тотализатора в здании ЦМИ, а сами бега перенести за МКАД. Это ещё больше оптимизирует деятельность АО «Росипподромы».

Количество ипподромов в стране для эффективности нужно сократить, лишние – закрыть, на них бега проводятся редко и в заезде бегут три калеки.

Большую выгоду принесёт увеличение закрытых призов для французских рысаков, Франция выделяет гранты. Отечественное племенное коневодство развивать невыгодно – проще завезти импортных лошадок не самого высокого качества.

В конечном итоге реформаторы и оптимизаторы неизбежно придут к выводу: призовое коннозаводство в России ненужно, оно только приносит убытки.

Такова логика современных реформ.

Понимают ли отечественные любители рысаков, куда направлены реформы нынешних реформаторов и оптимизаторов? Многие понимают. Но люди простые – слишком зависимы, боятся потерять свою работу наездника, тренера. Они молчат. Те, кто побогаче, подумывают о переводе лошадей на зарубежные ипподромы, для них полный развал отрасли в России катастрофой не будет. Ну а некоторые мечтают урвать при этом развале личный кусочек для себя.

Пока все молчат, реформы и оптимизация продолжаются.