Как известно, весовая нагрузка в туристическом походе имеет очень важное значение. Ведь от этого зависит, сможет ли каждый участник турпохода добраться до конца маршрута в хорошей, ну или хотя бы в удовлетворительной физической форме.
Или же, костеря на чем свет стоит всю эту туристическую снарягу, даст себе зарок больше ни за что, и никогда не дать себя уговорить отправиться куда-нибудь, только для того, чтобы поглядеть на какую-то скалу необычной формы, поддержать популяцию всяких летающих и ползающих обитателей нашей планеты, и похвалиться на досуге друзьям и знакомым, как я, дескать, в том походе круто позажигал.
М. А. Аксельрод на допросе у Иванова был настолько словоохотлив, что, помимо детального озвучивания следователю ныне общепринятой версии гибели группы, рассказал ещё , как Игорь Дятлов, по малолетству и глупости, конечно же, всего лишь на каких-то 3 килограмма завысил вес своей радиоаппаратуры. И был скандал.
УД, лист 316.
Естественно, с дружным "Фиии", бойкотом, и обещанием больше к серьёзным походам больше не допускать.
Так что, давайте воспользуемся основами древней науки Арифметики, и посчитаем, как распределялась весовая нагрузка в нашем походе.
Возьмём за основу общепринятые в то время нормативы.
Норматив индивидуального снаряжения отдельно взятого туриста составлял 6-7 килограмм.
Плюс общее снаряжение группы. Это ещё 60 килограмм.
Можно немного сминусовать на отсутствие рыболовного и скалолазного оборудования, но при этом придётся добавить вес второй палатки. Ведь в нашем случае палатка была сшита из двух отдельных палаток.
В итоге получилось, что вес переносимого в походе снаряжения для каждого туриста составлял примерно 12-14 килограмм.
Теперь необходимо заострить внимание на одном моменте.
По нормативам, рекомендуемый носимый вес у девушек не должен превышать 14 килограмм. Это не удивительно. Ведь Советское государство заботилось об увеличении "туристорождаемости".
А это значит, что оставшийся вес продуктов питания, практически ложится на плечи одних только парней.
Может, поэтому то Согрин и не очень хотел брать с собой Колмогорову. Лишний вес. Помягче сказать, он не проявил особого энтузиазма, когда Зинаида вдруг пожелала покинуть Дятлова, и перейти к нему в группу вместо Золотарева.
Как известно, палатку переносил кто-то один из туристов. Довольно громоздкой была эта упакованная в чехол, или же без него, конструкция. А это значит, что весовая нагрузка на остальных парней ещё больше увеличивается. Теперь это уже составляет примерно 16 килограмм.
Уже неслабо, правда? Но пока ещё вполне терпимо.
Терпимо, потому что в рюкзаки наших героев завхоз ещё не загрузил продукты питания. А вот с этого момента и начинается самое интересное в нашем деле.
Е. П. Масленников на следствии озвучивает норму питания, как 1,2 килограмма сухого продукта в сутки. УД, лист 71.
Взятые автором для сравнения нормативы солдатского рациона составляют 2,6 килограмма в сутки.
Но там правда учтено всё, от хлеба и картошки, до 6 грамм томатной пасты в сутки. Наши туристы, конечно же, такой роскоши себе позволить никак не могли. Ни по деньгам (как мы помним из дневников, им даже обычная столовка была не по карману), ни по весу. 2,6 кг. x 15 дней похода, равно 39 килограмм продуктов на человека. Минус две девушки и палаткомейстер, плюс снаряжение, получается 390:7=55,7 кг., плюс 16 кг. , в итоге получаем не меньше 74 килограммов. ОГО!!!
Учитывая собственные весовые характеристики наших героев, плюс неучитываемый в нормативе вес надетых в мороз вещей, получаем, что с учетом выданных на турбазе на прокат узких, спортивных беговых лыж производства Кировского ДОКа, при такой совмещенной весовой нагрузке туристы вряд-ли смогли бы уйти из 2 Северного дальше первого же сугроба.
А ведь вес рюкзака не должен превышать 33% от массы тела. Берём средний вес мужчины 21-23 лет, как 80 кг. Получается, что вес рюкзака не должен был быть больше, чем 27 кг.
Может, именно поэтому Колеватову понадобилось изобретать свои санки неудачной конструкции?
Так что, давайте всё же остановимся на нормативе товарища Масленникова.
1,2 кг. x 15 дней, равно 18 килограмм. Плюсуем-минусуем-получаем. 26+16=42 кг.
Это вес, который изначально должен был тащить на себе в нашем походе каждый индивид мужского пола.
Однако, не забываем про "внеплановый" выход из этого похода очень забывчивого на деле Юры Юдина. С оставлением группе не только своей части продуктов, но и одеяла, и ещё кой-каких вещей. Рукавиц, жилетов, нежных объятий и др.
Но тут уже примерно. Получается 46-48 килограмм.
Плюс носимая одежда, плюс лыжи, свои и запасные.
Многовато, но опять таки, вполне терпимо. На то он и туризм.
Автору, во время прохождения действительной военной службы в рядах Советской армии, приходилось таскать на себе вооружения и другой амуниции ничуть не меньше.
Однако, это были лишь короткие и по возможности очень быстрые марш-броски, 6 километров летом, и 10-12 километров зимой. На лыжах, естественно. И в белых масхалатах. Даже летом. С заходом в тыл "условного" противника.
Бывали на полигоне и холодные ночевки, в выкопанной снеговой яме, с набросанным на дно ямы лапником и одним бушлатом или тулупом, укрывшись попарно от мороза другим.
Надо заметить, что никаких таких "крамольных" мыслей по этому поводу, о чем вы могли бы хотя бы подумать, никому тогда и в голову даже не приходило. Не те были времена.
Ну так вот. Получается, что на момент выхода в лыжную часть похода 28 января, общий вес продуктов на всю группу, составлял, ну или должен был составлять примерно 15x10x1,2=180 килограмм.
В лабазе группы тщательно замеренное количество продуктов составило 54-55 килограммов.
Расчет простой. 180-55=125 кг. Делим на 5 дней, равно 25 кг. Делим ещё на 9 человек, получаем 2,8 килограмма еды на каждого туриста. Это при озвученном Масленниковым 1,2 килограммах!!! Даже солдатский норматив перекрыли.
Получается, что наши герои нехило "оторвались" по еде, лишь на пару километров отойдя от Дубининской "жёсткой" экономии предыдущих дней похода.
Евгений Поликарпович Масленников, почему-то на допросе оценил количество продуктов в лабазе на 6-7 дней похода. УД, лист 71.
Давайте посчитаем. 6(7) x1,2x 9=64,8 (75,6)кг.
Уже неправда!!!
А если учесть, что товарищ Масленников посчитал за полноценное питание сахар, масло, соль, сгущенку и чай, итого больше 20 килограмм, то получается, что группа имела на оставшиеся 8 дней похода по безлюдной местности еды только дня на 3 максимум. Только три мешка по 7 кг. крупы или макарон + тушёнка или колбаса, составляют, по его же нормативу, именно 10,8 кг.
Видимо, в отличии от бывшего завхоза Людмилы Дубининой, сменившая её на посту более опытная Зина Колмогорова со своими обязанностями справлялась очень хорошо.
Сухое молоко, сгущёнку, какао и чай автор считает, как дополнение к основной пайке. Тут можно поспорить, конечно же. Ведь где-то должно быть точное бюрократическое определение понятия "сухой продукт".
По сахару получаем 65 гр. x 9 x 10 = 5,850 кг. Превышение на 2,150 кг.
По маслу 75 гр. x 9 x 10 = 6,750 кг.
Превышение на 4,150 кг.
Ах да, были же вроде бы найдены в палатке ещё какие-то концентраты. И опять таки, на целых пять дней. Считаем. 5+6(7)=11(12) дней. То есть, по оценкам находящихся на месте происшествия "специалистов" тогдашней туриндустрии, группа была вполне обеспечена продуктами питания до самого своего возвращения в Свердловск.
А давайте теперь рассмотрим поближе, что за концентраты могли находиться в брошенной палатке, и почему ни о каких концентратах и речи не идёт в протоколах осмотра места происшествия и в описях найденных там вещей погибших.
Читаем всё тоже УД.
А что же ещё можно почитать по этой теме? Ну не Герберта же, Уэллса, в самом то деле.
Допрос В. И. Темпалова. Листы 310-312. В палатке находилось, цитата
"… много сухарей, полмешка( ещё полмешка?) сахара, большое количество концентратов, каши, супов, и т. д. Около входа, банки( ещё банки?) сгущёного молока, 100 грамм нарезанного сала (а где остальная корейка?) , сухари, сахар( ещё сахар?), фляжка из под спирта, фляга с замерзшим какао. Сложилось впечатление, что туристы выпили водку и закусывали."
Напомню, что Темпалов увидел палатку только 29 февраля, через три дня после нахождения её поисковиками. В крови погибших алкоголь не обнаружен.
А вот по свидетельству товарища прокурора выходило, что туристы собирались пировать на вершине целых пять дней, что ли? Не по-русски как то, закуси навалом, а спирта всего ничего.
Так откуда взялись в палатке концентраты аж на целых 5(!!!) дней, если Дятловцы должны были обернуться на радиальном восхождении за день-два? И почему в лабазе ничего из Темпаловского перечня концентратов не нашлось?
Я имею в виду "каши и супы".
Ответ автора прост. Как и сама его версия.
Концентратами обеспечивались группы поисковиков. Ведь согласитесь, что в спешном порядке отправляемым на поиск людям просто некогда было бегать затариваться по магазинам. Концентраты, готовившиеся к употреблению по рецепту "просто добавь горячей воды", а зачастую и просто без всякой воды, это весьма распространённые в те времена армейские сухпайки. И достать их в то время в свободной продаже было весьма затруднительно.
О чем и говорит на допросе, в очень резкой манере, не имевший никакого отношения к руководителям тогдашнего Свердловского "турбизнеса" Сергей Николаевич Согрин. Дай бог ему здоровья и долголетия. УД, лист 338-339.
Ну а самим руководителям и членам всяческих турсоветов и турбюро, как то, Гордо, Карелину, Королеву, Уфимцеву и другим, грозил по делу гибели туристов реальный тюремный срок.
За халатное отношение к своим служебным обязанностям, повлекшим гибель людей.
А так, подкинув в палатку выделенные по заявке штаба поиска на питание групп с какого-нибудь ближайшего армейского продсклада концентраты, и уговорив рядовых поисковиков сложить их в палатку для "показать товарищу прокурору", они отделались только лёгким испугом, в виде "вынесения с занесением".
Дальнейшая судьба этих концентратов и содержимого лабаза известна. Они были "отданы" всё тем же поисковикам. Кушать же хочется граждане начальники, солнце ведь уже на ели, а рюкзаки то у нас пустые!
Как вы понимаете, автор не просто так выложил здесь эти нехитрые арифметические расчёты. Это лишь пролог, без которого версия гибели группы будет читателям и критикам не совсем понятна.
А вообще удивительно, что за 20 с лишним лет возобновлённого расследования этого происшествия таких простых подсчётов никто не производил. Отдельные куски были, мелькали как то на старых форумах подобные обсуждения. Но вот выводы…
Ну а таким мэтрам, как Буянов, Ракитин, Нагаев и другим авторам сногсшибательных версий подобная арифметика совсем ни к чему. Лучше уж пусть будут ракеты, шары, снеговые доски, снежные человеки, заокеанские спецназеры, озверевшие манси и прочая чепуха.
Берегите себя.