Трудно себе представить другого святого, кто так же, как блаженная Матрона, мог бы запросто управиться в многолюдной Москве. О святой большого города – наш разговор с протоиереем Александром Ильяшенко, руководителем портала pravmir.ru – «Православие и мир», открывшего в этом году серию публикаций о жизни христиан в мегаполисах.
Статья публикуется в сокращении. Полная версия - в выпуске 4/484/ 2011, можно приобрести на сайте https://kiosk.pokrov.pro/
– Отец Александр, к блаженной Матроне ежедневно притекают тысячи людей, как ни к кому другому сегодня из наших святых. Почему?
– От нас сокрыто, как предстоит тот или иной святой пред Богом. Можем провести только не которые аналогии. В Греции, например, святитель Спиридон Тримифунтский почитается на равне со Святителем Николаем Мирликийским – по своему подвигу, духовному складу, величию пред Богом они очень близки. Но в нашей стране Святитель Николай почитается несравненно шире. Русский народ почему-то откликнулся на святость Святителя Николая в большей мере, чем на святость его со временника.
Есть факты церковной жизни, которые можно пытаться понять и объяснить, но все равно это будут всего лишь догадки. Так и здесь. Почему почитается так широко Преподобный Сергий Радонежский, мы понимаем. Преподобный Серафим Саровский – тоже. Почему наш народ потянулся сейчас так к Матроне? Безусловна действенность ее молитвенного предстательства пред Богом. Важно, наверно, и то, что она жила практически в наше время. Некоторую роль играет и географический фактор. Москва сейчас, как магнит, притягивает людей, а все верующие из того огромного количества приезжающих в Москву работать или просто бывающих здесь проездом обязательно едут к Матроне. До Покровского монастыря добраться легче, чем до Троице-Сергиевой Лавры или тем более до Дивеево. Но прежде всего народное почитание основано, конечно же, на признании духовного подвига святой, ее особо теплого и скорого ходатайства.
– Почему одни святые – скорые помощники, а другим надо долго молиться?
– Особая неповторимая личность человека не теряется после его телесной смерти, сохраняется в Царствии Небесном. Святой – это человек, который стяжал Евангельский характер. В этом все святые похожи, в остальном – уникальны. Одно дело – Матронушка, которая всю жизнь вникала в нужды и беды всех абсолютно без исключения, кто приходил к ней. А другое дело – равноапостольный царь Константин: он всю жизнь занимался стратегической политикой, мыслил судьбами целых народов. Попробуй у него попроси помочь в заготовке дров на зиму. Хотя для человека наших широт, где-нибудь в глубинке, это может быть вопрос выживания.
Божия Матерь обладает всеобъемлющей Богоподобной Любовью, может услышать любую просьбу, обращенную к Ней от души. А святые – те же люди, только перешедшие порог вечности.
– Преподобный Серафим Саровский говорил, что люди хотят обращаться к святым за подмогой, а подражать им не стремятся. Сама Матронушка свои немощи принимала как крест от Бога, а у нее то и дело испрашивают здоровья, была скиталицей – просят решения жилищных проблем...
– Люди действительно обращаются к святым имен но тогда, когда чего то лишились или в чем то нуждаются. И молитва тогда более просительная, нежели покаянная. Если бы эти молитвенные требования дополнялись покаянным усилием, то духовная жизнь нашего народа укреплялась, становилась более глубокой, творческой. И внешняя сторона жизни тоже обязательно стала бы меняться. Господь бы все управлял Сам. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Каждый христианин знает, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). И тем не менее мы просим избавления от скорбей, обустройства в здешней юдоли. Разве в этом правда Божия? Наши просьбы исходят из пассивного отношения к жизни, потребительского – к святыне. Важно, чтобы наши обращения к святым были преимущественно покаянными, устремленными на достижение совершенства христианской жизни, а не на чудесное избавление от текущих испытаний.
– А если помощь по ходатайству Матронушки уже получил? Как быть дальше?
– Наставление дал Сам Господь в притче о десяти прокаженных (Лк. 17:12–19). В ком мы себя узнаем – в том единственном, кто вернулся поблагодарить, или в прочих девяти неблагодарных? Евхаристия, в переводе с греческого «благодарение», – главное Таинство Церкви. Благодарение должно быть центром нашей духовной жизни. К сожалению, это далеко не всегда так. Живем мы невнимательно, второпях, суетливо. Не замечаем благодеяний Божиих. Просим чего-то еще. И даже когда получаем просимое, не благодарим! Но важно понимать, что благодарение – это особое состояние души, естественное для тех, кто подвизается в исполнении Евангельского Слова. А если человек подменяет Истину суррогатами, неважно при этом – ходит он в храм или нет, то он, как правило, существо весьма неблагодарное. Потребитель, а не исполнитель воли Божией.
Статья публикуется в сокращении. Полная версия - в выпуске 4/484/ 2011, можно приобрести на сайте https://kiosk.pokrov.pro/