Бывает, покупаешь автомобиль буквально с конвейера, а через пять лет краска слезает и кузов ржавеет. Одной из причин этого может быть неправильная подготовка автомобиля к покраске.
Рассказываем на примере головного завода в Млада-Болеславе, чего такого делают производители ŠKODA, чтобы покрытие держалось десятилетиями.
Покрасочный цех в Млада-Болеславе является одним из самых технологически совершенных и экологичных в Европе. Многие производственные операции здесь выполняются при помощи 66 роботов, позволяя обеспечивать суммарную производственную мощность в 812 000 кузовов в год. Помимо уникальных технологий покраски, важное внимание уделяется экологичному производству и снижению энергопотребления.
Сверхсовременная технология покраски и новая конвейерная система позволяют контролировать процесс для каждого отдельного автомобиля. Давайте рассмотрим все этапы по порядку.
9 этапов обработки. Один из них — очистка страусиными перьями
1. Предварительная обработка. Здесь с собранного кузова удаляют пыль и механические загрязнения. Также кузов обезжиривают, чтобы грунт и краска держались прочнее, и погружают в фосфат, чтобы все последующие слои лучше сцепились с поверхностью авто.
2. Защита от коррозии. На этом этапе на кузов наносят покрытие, которое в будущем не даст автомобилю проржаветь. Для этого кузов полностью погружается в «электрифицированную» ванну с раствором
3. Сушка кузова. В это время помимо антикоррозийного покрытия затвердевают все клеящие составы, которые применяли в сварочном цехе.
4-5. Осмотр кузова и установка заглушек для следующего этапа Рабочие проверяют кузов и ставят защитные заглушки
6. Герметизация швов. Герметиком заделывают все стыки кузова, чтобы в них не попадала влага и грязь. В тех местах, куда не могут подобраться роботы, к делу подключаются рабочие.
7. Окраска. Сначала на кузов наносится грунт. Он может быть белым, черным, серым или красным в зависимости от того, в какой цвет автомобиль покрасят в самом конце.
Затем грунт сушится при 160 ℃ в течение 40 минут. После рабочие снова проверяют кузов и догрунтовывают вручную, если материал лег неравномерно. И начинается самое интересное: кузов очищается натуральными страусиными перьями.
На идеально чистый кузов наносится цветное покрытие. Металлики — в два слоя, чтобы цвет был однородным и ярким, остальные оттенки — в один слой. Потом кузов снова сушат в печи и покрывают прозрачным лаком. Он защищает кузов от мелких царапин и делает покрытие «лакокрасочным» — прочным и блестящим.
8. Финальная сушка.
9. Окончательная проверка покрытия, шлифовка и полировка незначительных недостатков. Рабочие проверяют покрытие на наличие мельчайших шероховатостей. После этого покрашенный кузов отправляется в монтажный цех, чтобы стать готовым автомобилем.
В результате получается кузов, покрытие которого состоит из пяти слоев общей толщиной 0,1 мм. Покрасочный цех может использовать до 17 различных цветов, многие из которых имеют перламутровый перелив или эффект «металлик».
Интересно, что для покраски одного автомобиля, например, ŠKODA OCTAVIA, необходимо около 14 кг покрытия, из которых 3 кг приходится на «цветную» часть. А герметики и фирменная процедура нанесения на кузов «горячего воска» утяжеляют автомобиль еще больше. Зато все это позволяет автопроизводителю давать 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии.
Производство не вредит экологии
На предприятиях ŠKODA не только обрабатывают автомобили так, чтобы краска держалась десятилетиями, но и заботятся об экологии:
- используют преимущественно покрытия на водной основе, в которых нет вредных веществ;
- применяют уникальную технологию сушки, которая уменьшает потребление энергии на одну пятую;
- используют современную 2-компонентную краску, которая снижает вред окружающей среде при распылении;
- собирают остатки краски с помощью сухого известняка, чтобы не тратить воду;
- очищают воздух теплотехническими установками дочерней компанией ŠKODA — Ško-energo. Так вредные вещества с предприятия не попадают в атмосферу.
С 2010 по 2018 год показатели вредного воздействия на природу в пересчете на один выпущенный автомобиль марки ŠKODA снизились на 56,1%. И продолжают снижаться.
Исследование: автомобили каких цветов покупали в 2009-м и спустя 10 лет
По итогам 2019 года 48% автомобилей ŠKODA, проданных в России, были чисто-белыми, оттенка Pure White.
Но в 2009 году в России массово скупали авто черного цвета с перламутровым отливом, Black Magic. Белый цвет тогда был на пятом месте, имея долю 7%.
Есть несколько причин для таких предпочтений. Во-первых, белый цвет был и остается для большинства моделей базовым, за него не нужно доплачивать. Так что, вполне вероятно, люди просто стали тщательнее планировать бюджет. Во-вторых, машину белого цвета будет проще продать, чем черный металлик. В-третьих, белые автомобили зачастую есть в наличии, и покупателю не нужно ждать. А вот соображение, что белые автомобили меньше нагреваются на солнце, — миф. Поэтому современные модели ŠKODA, продаваемые в России, оснащаются кондиционером или системой двухзонного климат-контроля.
Вторым по популярности цветом после белого является серый Platinum металлик. Распространенность этого цвета легко объяснить тем, что в России автомобилям свойственно время от времени покрываться слоем пыли и грязи, что становится менее заметным на сером кузове. Кроме того, на нем не так заметны царапины и сколы. По этим параметрам черный цвет тоже уступает серому и белому.
Мода на цвета меняется, но качество автомобилей ŠKODA остается неизменным. Краска крепко держится на кузове, поэтому не сколется. Кузов не будет ржаветь десятилетиями, и вам не придется спускать половину зарплаты на ремонт и восстановление покрытия.
Листайте дальше, переходите на сайт ŠKODA и смотрите, какого цвета модели выпускают сейчас.