Продолжаем знакомить вас с музейными профессиями. В Дни российского леса и в преддверии Дня работника леса, знакомим вас с Алексеем Морозовым, лесничим, который пришёл работать в «Горки Ленинские» больше сорока лет назад.
Редко, когда сотрудника музея можно встретить с бензопилой в руках, но Алексей Николаевич исключение:
– В Горки Ленинские я впервые попал в 1979 году на практику. Нас, четырех парней из Крапивенского лесхоз-техникума (Тульская обл.), направили сюда на практику. Готовили и наставляли, как будто мы в космос летим. Ведь раньше это был один из главных музеев страны, очень ответственная и волнительная практика.
Что могу сказать, мне здесь сразу понравилось. После окончания техникума из нас четырёх сюда распределили меня одного. Ведь раньше все о романтике мечтали, о сибирских лесах, о Дальнем Востоке. Как распределился, неделю отработал, и в армию меня забрали.
С 1982 года работал здесь двадцать лет, окончил Московский лесотехнический институт (Прим.ред. Мытищинский филиал Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана). Фамилия Морозов – известная в лесных кругах. Ботаник Георгий Федорович Морозов был основоположником теоретической основы лесоводства, занимался типами леса. Поэтому в институте с меня спрашивали как следует!
Женился, квартиру получил, двое детей у меня. Потом в 2001 году хозяйство начало рушиться, и я ушёл в поисках «лучшей жизни». Да только вот лучше всё равно здесь оказалось… Возвратился.
Изменился ли мемориальный парк за последние сорок лет? Вообще не изменился. Он просто постарел, требует всё больше ухода. Лесная территория около 286 га, в основном растут липа, клены, береза, дуб, встречаются осины. Хвойных очень мало, в основном это искусственные посадки.
Чем я сегодня занимался? Деревья не выдерживают… Последствия ветровала. Надо убирать, распиливать упавший сук. Также выпиливали на можжевеловых куртинах выросший кустарник. Утилизировали. Работы хватает. Сажаем много. Делаем максимально того, что можем.
Я всегда ставил своей целью, чтобы кто-то из детей пошёл по моим стопам, но не получилось. Ни сын, ни дочь с лесом свои профессии не связали, к сожалению. Вся надежда на внуков. В прошлом году на Траурной аллее жил целый выводок лис в старой трубе водоотведения, ходили смотреть, кормить. Интересно. Может, так и полюбят лес.
Сам-то я вырос на границе Орловской и Брянской областей, поэтому любил лес детства, охоту любил. Вот и связал свою профессию с любимыми занятиями.
О каком из деревьев «Горок Ленинских» меня чаще всего спрашивают? Так это об иве, которая растёт на повороте с Каширского шоссе у реки Пахра. Эта ива - ветла и сейчас выглядит необычно, а раньше была, как говорят сегодня, культовым деревом. Не было в округе лучше места для встреч. Ведь заезд в музей был как раз только один, с этой стороны. Так вот все и говорили: «Встречаемся у ветлы!». Сколько с этой ветлой было связано разных историй! Сколько раз её обрубали почти всю, а она всё равно разрастается и до сих пор удивляет.