Воложинская земля — это не только почти девять десятков агроусадеб различного профиля — от тех, что рассказывают про исконно белорусские ремесла и пропагандируют романтику водного туризма до современных автокемпингов, но и зеленая жемчужина — Налибокская пуща, которую можно изучать, путешествуя по различным маршрутам. Казалось бы, все это должно привлекать в живописный край многочисленных туристов. Однако Воложинщина может предложить гостям и свою уникальную архитектуру, памятники которой отлично сохранили свою первозданность до наших дней.
«Мать всех иешив» и старое еврейское кладбище
По некоторым данным, в конце XIX века в Воложине проживало более 4,5 тысяч человек, из них 2,5 тысячи — евреи. Дома их располагались в основном в центральной части города, а занималось еврейское население преимущественно ремеслами, оказывая услуги жителям всей округи.
Центральная площадь Воложина
Но не этим был примечателен еврейский Воложин — знали о нем во всем иудейском мире прежде всего по той причине, что здесь располагалась иешива, основанная в 1803 году, в которой учились будущие раввины. Они-то и принесли Воложину мировую славу.
Раввин Мордехай отлично знает историю Воложина и рассказывает о том, как непросто приходилось ученикам иешивы по шесть и более часов в день постигающим божественную мудрость
— Мне даже несколько обидно, что в Беларуси не развит еврейский туризм, — говорит главный раввин Иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь, член постоянного комитета конференции и раввинов Европы Мордехай Райхинштейн. — Воложинскую иешиву по праву называют «матерью всех иешив». А все почему? В каждом городе служили большие раввины, которые занимались организацией изучения Торы. Такой мудрец собирал вокруг себя учеников. Но им нужно было где-то жить и чем-то питаться. Как правило, их кормили еврейские семьи, а местом ночлега становилась синагога. Такая система не могла обеспечить надлежащую жизнь значительному количеству учеников, а также собрать большое число преподавателей. Так вот именно в Воложинской иешиве, основателем которой стал раввин Хаим, эта система была заменена на более прогрессивную: ученикам иешивы стали платить стипендию, что сразу же повысило их статус. И собирали деньги для них со всего еврейского сообщества, а потому Воложин стал детищем всех евреев, которые исполняли свой священный долг. Второе, что сделал рав Хаим, — привлек сюда самых сильных преподавателей.
Закрылась иешива в конце 19-го века. Одной из причин стало введение светских предметов в учебную программу, что нарушало процесс изучения Торы и противоречило принципам работы заведения
Через несколько лет иешива снова возобновила свою работу, но к былому величию уже не смогла вернуться.
Мемориал на могиле основателя иешивы
Последние 36 учеников вместе с преподавателями были расстреляны фашистами.
В итоге Воложинская иешива, начинавшая с нескольких десятков учеников, одновременно готовила три-четыре сотни, отправляя служить своих выпускников в самые разные города мира.
— Рав Хаим был учеником великого мудреца и праведника Гаона из Вильно, его отец являлся руководителем воложинской еврейской общины, а Хаим назначен воложинским раввином, — продолжает Мордехай Райхинштейн. – В иешиве было налажено круглосуточное изучение божественной мудрости, а Тору читали даже ночью. Рав Ицхак Кук — раввин земли Израиля являлся выпускником из Воложина. Рав Мойше Соловейчик, служивший в Могилеве, переехал в Америку, где стал основателем одного из ведущих американских иешив. Этом рассказ можно продолжать еще долго и вывод будет один, что в небольшом белорусском городке было подготовлено несколько тысяч мудрейших людей, которые внесли свой вклад в развитие мирового сообщества на самых разных уровнях. Это ли не повод для паломничества в Воложин, как это происходит, скажем, в знаковых местах Рима или других туристических столицах?..
Старое еврейское кладбище в Воложине. Здесь похоронен основатель иешивы Рав Хаим
Неоклассический центр
— «Книга жизни» вошла в европейскую интеллектуальную традицию, была переведена на ряд языков и сделала колоссальное влияние на европейскую мысль прошлого века, — отмечает заведующий кафедрой искусств и средового дизайна БГУ Игорь Духан. — Работая над разными темами в Минской области, в частности, вспоминая ревитализацию Несвижа, возникла тема «художественной оси Минщины». В связи с этим и появился большой интерес к Воложину. Сюда мы выехали со студентами, произвели обмеры. И стало понятно, что это не только иешива, которая может стать центром, но и ряд интересных туристических объектов.
Костел Святого Иосифа также творение архитектора Коссовского
В создание архитектурной привлекательности Воложина огромный вклад вносит владелец здешних земель Юзеф Тышкевич, приглашавших сюда самых известных европейских архитекторов — Августа Коссаковского, немало строившего на территории Беларуси.
Здание дворца Тышкевича в обрамлении дворцово-паркового ансамбля, построенное в 1803 году, — настоящая жемчужина неоклассицизма
Скульптура одной из лошадей Юзефа Тышкевича. Оригинал сохранился до наших дней. По слухам, во время войны пострадала хвостовая часть ее и местные умельцы смогли починить скульптуру
— Реконструкция центра Воложина выполнялась в начале XIX века, — отмечает профессор Игорь Духан. — И это блестящий пример неоклассического целостного ансамбля, каких нет нигде в Беларуси. По сути, Август Коссаковский поработал над регенерацией всего Воложина, возведя такие архитектурные жемчужины неоклассицизма, как дворцы Тышкевичей, отлично сохранившиеся до наших дней, костел и другие объекты.
Стеклянный купол оранжереи со временем был заменен на обычную жестяную кровлю. Возможно, в будущем удастся возродить проект архитектора и оранжерея наполнится экзотами.
В оранжерее на территории дворцово-паркового ансамбля был стеклянный купол, а выращивали в ней даже экзотические фрукты.
Даже сама природа добавляет привлекательности этому региону, прежде всего из-за его невероятно выразительного ландшафта.
— В американской и европейской архитектурах есть целое направление, работающей с ландшафтом, например, ленд-арт, — говорит Игорь Духан. — И здесь можно было бы очень интересно обыграть эту тему, добавив искусственного света, который накапливается от солнца, создать умные художественные ландшафты. Эти детали удачно впишутся в общую концепцию, центром которой должна стать иешива, как место диалога культур.
В этом здании размещается местный историко-краеведческий музей. Дом был возведен для местного бургомистра Константина Шведа в начале XX века
Пока в планах
— Одной из концепций реконструкции Воложина является идея создания иешивы центральным объектом, так как переоценить ее значимость невозможно, — говорит председатель Воложинского райисполкома Евгений Крукович. — Это нужно взять за основу будущего проекта, реализация которого должна привлечь в регион значительное число туристов. И мы готовы двигаться в этом направлении, сохраняя все ценное и осторожно исключая из общей застройки лишнее. Например, под снос пойдут дома барачного типа, который размещается возле костела. Уже начата работа по реконструкции парковой зоны, с центральной площади удалены ветхие деревья. В планах — закладка нового парка. Есть идея создания 3D макета всех памятников архитектуры города и района, с которыми могут познакомиться туристы. Работа предстоит большая, ведь отдельные здания, имеющие историко-культурную ценность, находятся не в самом лучшем состоянии и наша задача — заняться их восстановлением в том числе.
Памятники архитектуры порой соседствуют с жилыми домами, требующими реконструкции. Ее проводить нужно очень аккуратно, не нарушив цветовую и архитектурную гармонию застройки
Автор статьи: Елена Харевич
Автор фото: Елена Таборко