Шаги... Робкие, несмелые, сомневающиеся и неуверенные, подчас смешные и нелепые, или, напротив, решительные, смелые и бесповоротные, мы совершаем каждый день в своей жизни. Мы сами, собственными руками и поступками, формируем свою судьбу с ее взлетами и падениями.
А что есть судьба? Суд Божий ("судь" - "ба"). Суд на земле, который Отец наш небесный предоставил нашей воле, которая далеко не всегда разумна. Это осознанный или неосознанный выбор, по которому наша жизнь здесь и сейчас будет складываться тем или иным образом. Согрешили, вели неправильный образ жизни, нарушили заповеди - пойдем по одному пути, одной судьбе. Старались иметь чистое сердце, жили по заповедям, вели праведный образ жизни, искренне каялись в грехах - судьба свернет по другому пути, другой судьбе. И то, и другое в любой момент может переиграться и перевернуться с ног на голову. Да и бумеранг никто не отменял. Из стези: что посеешь, то и пожнешь.
Предопределения, по сути, нет и быть не может, потому что очень многое зависит от наших шагов и действий, которые мы совершаем по жизни. Так что байки про существование так называемой "Книги Судеб", в которой якобы расписана вся наша жизнь от рождения и до смерти, - это всего лишь байки, хотя каждый волен верить в то, во что ему заблагорассудится.
Однако косвенно зерно истины в "Книге Судеб" все же есть (я сейчас не говорю про "Откровение Иоанна Богослова" и общую судьбу, которая ждет все человечество после второго пришествия Иисуса Христа). Зерно это в том, что всемогущему Богу известны все наши шаги и помыслы, то есть вся наша судьба наперед, включая расплату, которая ждет каждого за нераскаянные проступки.
Знаменитые оптинские старцы, жившие в прошлых веках, знали, какой путь изберет обратившийся к ним за помощью человек, благодаря откровению Божьему, снисходившему на них свыше. Они могли предсказать и даже исправить будущее отступников, вразумив их душещипательными беседами о спасении души.
Например, святой преподобный Амвросий Оптинский - удивительно добрый, светлый и ласковый иеросхимонах Оптиной Пустыни, славящийся веселым остроумным нравом и необыкновенным смирением, немало людей наставил на путь истинный. Однако я хочу выделить двух известных людей, каждый из которых беседовал со святым Амвросием, но вынес из этих бесед разное: один - раскаяние, второй - непомерную гордыню, тем самым окончательно сделав важные в жизни шаги - к Богу и от Бога. Пример их показателен.
Это писатели Федор Достоевский и Лев Толстой. Достоевский приезжал к старцу Амвросию всего один раз, а Толстой ездил к нему трижды, однако преследовали они разные цели. Федор Михайлович искал спасения собственной души после гибели сына Алеши и хотел избежать уныния и ропота на Бога, а Лев Николаевич жаждал обличить церковь и самоутвердиться в ереси и богоотступничестве. Итогом поездок писателей стали два романа: "Братья Карамазовы" Достоевского и "Воскресение" Толстого.
И если Достоевский в "Братьях Карамазовых" с почтением отнесся к церкви, особую роль выделив старцу Зосиме, послужившему прототипом батюшки Амвросия, то Толстой в своем богоотступническом романе в пух и прах разнес догматы церкви, после чего был отлучен от нее. То есть два великих писателя сделали шаги, которые стали поворотными в их жизни. Хотя касаемо Достоевского это не совсем так, так как большая часть его произведений проникнута стремлением к православию, а вот в отношении Толстого... Слепая гордыня не позволила графу прислушаться к старцу Амвросию и изменить свою несчастную судьбу, вернувшись в лоно родной церкви. На закате своей жизни Лев Николаевич хотел посетить Оптину Пустынь, но мучимый муками совести с одной стороны и непомерной гордыней с другой, не решился переступить ее порога. Так и уехал он от врат святыни несолоно хлебавши. Смерть писателя была еще более трагичной. Он ушел из жизни без покаяния и Причастия, в страшных смертных мучениях, хотя за дверью его спальни стоял старец Варсонофий Оптинский, приехавший к нему со Святыми Дарами, но родственники не допустили батюшку к постели умирающего. Лишился Толстой и права на чин отпевания, которым в последний путь провожают православных христиан.
После смерти Федора Достоевского монахи Оптиной говорили, что "этот - спасся", то есть унаследовал Царство Небесное, а по поводу Льва Толстого сказать никому ничего было нечего. Потому что истина была неутешительна. Куда может попасть человек, оступившийся от церкви и всячески попирающий ее при жизни, а также лишенный важных церковных таинств накануне момента разлучения души от тела? Хотя есть свидетельства, что сам Лев Николаевич осознал перед смертью свою неправоту, да только было уже слишком поздно. Бог может простить все, кроме хулы на Духа Святого, хулы массово переиздаваемой до сих пор и травмирующей неокрепшие умы...
Вот такими шагами, на примере поступков этих двух выдающихся писателей, мы и формируем свою судьбу с ее взлетами и падениями. И никто иной. Только от нас зависит, какой итог будет нас ждать за следующим поворотом. В любом случае, после каждого падения нужно вставать и идти дальше. И так всю жизнь, которая будет соткана из постоянных взлетов и падений. И это нормально. Главное, успеть раскаяться в совершенных падениях, ведь в каком состоянии Господь застанет, в том и будет судить.
Постскриптум
Сегодня получилась какая-то грустная и хаотичная философская статья, навеянная пасмурной холодной погодой за окном. Поэтому желаю всем теплых объятий с любимыми людьми, добра и солнышка в душе. Пусть в вашей жизни будут только светлые решительные шаги и поступки, делающие вашу судьбу лучше и прекраснее. Сейте добрые зерна, чтобы собрать богатый урожай добра. С Богом!