Знаете, дорогой читатель, какая претензия в разделе комментариев канала «Живопись» чаще всего ставит нас в тупик? Заставляет нервничать, спорить друг с другом, менять местами иллюстрации, перетасовывать галереи, порою и вовсе пересматривать формат подачи материала?
Полагаете, что это могут быть замечания от заглядывающих на канал профильных специалистов-искусствоведов? А вот и нет. С критиками мы живём душа в душу, ибо прорабатываем свои статьи «от и до».
Быть может, проблема кроется в негативных отзывах современных художников? Отнюдь. У нас имеется длиннющий список благодарностей от этих замечательных людей, дружбой и доверием которых мы искренне гордимся.
Неудачные шуточки, стилистические разногласия, спам и прочие мелкие неурядицы — всё это меркнет и бледнеет на фоне самой неотразимой, самой категоричной, самой безапелляционной претензии в наш скромный адрес: рамочки!
Сколько раз мы, вложив в статью всю свою душу, всё имеющееся время, всё вдохновение и эрудицию, читаем в комментариях примерно одно и то же: «Какие безвкусные рамки! Где Вы их взяли?», «Просто полная безвкусица! Это — ни в какие рамки!», «Неплохо, неплохо... Но вот эти ваши рамки — это же кошмар. Они же всё портят. Уберите немедленно.»
Небо свидетель: мы старались! Искали тоновую гармонию, вычисляли оптимальные контрасты, рассчитывали первичные и вторичные цвета... Всё ради того, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту картин. Но «девятый вал» критики оказался сильнее, и сейчас мы отдаём дело выбора «окантовки» иллюстраций на откуп роботу платформы Дзен. Забавно, но и ему время от времени «достаётся» в комментариях за неудачный выбор...
А знаете что, милый наш читатель? Пришло время рассказать Вам удивительную историю о том, как отвратительная работа с рамками и в самом деле испортила судьбу одной прекрасной картины. И допустили эту непростительно небрежность ровно те люди, от которых подобного никто не ждал. Быть может, после этого рассказа к нашим собственным экспериментам в области «рамкостроения» станут относиться чуточку терпимее 😊
Итак. Спустя долгие шесть столетий, минувших с момента написания, картина «Поклонение королей» попала в руки британских реставраторов. Надо заметить — попала весьма своевременно. Ибо время совсем не щадило бедняжку. Как знать, «дожила» бы она вообще до наших дней, не используй великие Сандро Боттичелли и Филиппино Липпи при её создании темперу и дерево.
Некоторые злоключения, произошедшие с картиной, стряслись по воле злого случая. К примеру, имело место попадание влаги из-за прохудившейся крыши хранилища. А вот иные случились строго по вине распоряжавшихся ею людей. Как то: неправильное хранение, небрежная транспортировка и то самое грубое обрамление, о котором мы сейчас расскажем подробнее.
Так вот. Когда рентгеновский снимок показал наличие красочного слоя непосредственно под верхней частью рамы, английские специалисты были крайне заинтригованы. А вот когда они (весьма терпеливо и деликатно) извлекли из полотна здоровенные ржавые гвозди, а затем удалили верхнюю планку обрамления картины— испытали восторг настоящих учёных-первооткрывателей!
Да, за шесть столетий красочный слой, скрывавшийся от глаз зрителей под этой самой рамой, пришёл в удручающее состояние. Но именно это обстоятельство спасло одну десятую часть изображения полотна от варварски-грубой чистки, которой «Поклонение королей» подверглось в XIX веке. Не было бы счастья, да несчастье помогло: восстанавливать размытое оказалось даже проще, чем реставрировать размазанное и развеянное.
В 2021 году миру был явлен шедевр Сандро Боттичелли во всём великолепии первоначального замысла. Удаление рамы подарило композиции полноценность очертаний. Сделало осмысленной группировку объектов в её глубине, на самом дальнем плане. К примеру: выяснилось, что под самым нижним краем рамы «пряталась» ступень. Теперь, когда реставраторы «извлекли» её на свет Божий, далёкие фигуры людей слева и в центре полотна перестали выглядеть так, будто были написаны без соблюдения пропорций. Оказалось, что никакая это не отсылка к иконописной средневековой традиции, которую привнёс на полотно сын монаха-кармелита Филиппино Липпи, а просто приём, позволявший придать работе масштабность.
А вот что определённо касается духовной традиции флорентийской живописи, так это неожиданное сходство очертаний скал, изображённых в верхней части рассматриваемой картины, и точно таких же скал с полотна «Святой Франциск Ассизский, обретающие стигматы». До снятия верхней планки и проведения реставрационных работ сходство было совершенно неочевидным. Зато сегодня мы с Вами точно понимаем: начинавший работу над «Поклонением королей» молодой Липпи (безусловно, самый талантливый из учеников Боттичелли) вдохновлялся творчеством Ван Эйка. И в точности скопировал города и горы, фигурировавшие на прославленном полотне последнего. Вот так идея картины обрела ещё одного соавтора, а её символизм — дополнительную глубину. Теперь появился еще один намёк на потенциального заказчика...
Справедливости ради: мы не можем точно сказать, когда и кому именно пришла в голову «блестящая идея» загнать гвозди в верхнюю часть шедевра, чтобы заключить его в скрывшую часть изображения деревянную рамку. Зато догадываемся, с какой практической целью над картиной учинили такое издевательство.
Размер живописного произведения составляет где-то 51 см в высоту и 137 см в ширину. Странная пропорция, как не посмотрите и в каких единицах измерения не посчитайте. Знаете, дорогой читатель, что это обозначает? Да то, что картина была предназначена для совершенно определённого интерьера, в который должна была точнёхонько «вписаться». А кто у нас на момент создания этого шедевра был главным ценителем североевропейской живописной традиции по части её влияния на северо-итальянскую? Кто был достаточно значим и состоятелен, чтобы мотивировать Боттичелли на доработку начатого учеником произведения? Что вообще-то совсем нетипично, ведь как правило именно ученики доводят до логического финала работы своих наставников... И кто был «генеральным спонсором» флорентийского празднества, проводившегося раз в пять лет в день Богоявления и подчёркивавшего божественное происхождение власти вельмож над своими подданными? Того самого праздника, который и стал основой сюжета картины «Поклонение королей»?
Все эти вопросы ведут нас к единственному логичному ответу: заказчиком «Поклонение королей» было семейство Медичи!
Теперь всё складывается в стройную версию. Когда власть всесильного клана Медичи сошла на нет, работа обрела нового владельца. И её стали, так сказать, «приводить к новому формату». Результатом подобного «рестайлинга» было появление той самой злополучной рамки, что на многие века отняла у широкой публики возможность видеть шедевр Сандро Боттичелли и Липпи-младшего во всём его великолепии. И лишь недавно справедливость восторжествовала.
Вот так, дорогой читатель. Ирония судьбы во всей красе. Флорентийские «умельцы» губят шедевры мировой живописи небрежными рамками, канал «Живопись» освещает эту проблему для максимально широкой аудитории, но упрёки за «плохие рамочки» всё равно предстоит и далее получать именно нам 😊
Автор: Лёля Городная. Благодарим за внимание и приятного просмотра.