Все знают про экономические и прочие, связанные с ними, циклы развития общества: рост, замедление роста, стабильность, спад с мелкими провалами и вылезаниями из них, глобальный кризис, переформатирование, новый цикл... Кто-то про это в школе учил. Кто постарше, те успели это дело на своей шкуре испытать. Сейчас, как все понимают, очередной глобальный кризис перешел в попытку всеобщего переформатирования. Поэтому уже можно подводить какие-то итоги всего прошедшего периода и находить его отличия от предыдущих.
Заметили, за счет какого ресурса на этот раз пытались продлить стадию стабильности? И даже надеялись превратить спад в локальный провальчик, за которым последует новый рост? За счет взрывного роста потребления особых товаров и услуг, связанных с потребностями, лежащими выше базовых. Ну классическую пирамиду Маслоу помните? Если все более-менее накормлены, одеты, крыша над головой есть, на улице направо и налево не убивают, тогда что человеку надо? Чувства свои тешить! Такая рыночная ниша не должна пропадать!
В принципе, идея совершенно не нова. Еще в закатном Древнем Риме зрелища шли вторым пунктом после хлеба, в Китае изощрялись в утонченных церемониях, опять же всяческие предметы роскоши - это тоже про чувства, а не вещи. Но на этот раз возникла идея придать эмоциям статус общедоступной роскоши, в потреблении которой широкие массы могут совершенствоваться до бесконечности.
Понимаете, вот раньше все было просто: плебсу - цирки и ярмарочные фигляры, патрициям - утонченные высокие искусства и особая ниша дорогостоящих извращений. Рынок строго ограниченный. Теперь же народ у нас в среднем покультурнее стал, все грамотные. Значит, в рынке эмоций возникли новые ниши. А давайте-ка мы их заполним новым продуктом!
К решению задачи подошли по всем правилам классического маркетинга: с сегментированием рынка, инициированием возникновения новых потребностей, продвижением продуктов. Главным словом во всем этом процессе стал КРЕАТИВ. В принципе слово creative переводится как творчество, созидание. Когда ничего не было, а вот кто-то придумал и оно стало. Замечательное слово!
И вот в качестве рыночного продукта стали продвигать две основные позиции: обучение умению этот самый креатив исторгать и необходимость исторгнутое креативщиками нечто оплачивать и потреблять.
По первому пункту развернули свои ряды школы, курсы, коучи, тренеры, воспитатели, консультанты, инфоцыгане. Развитие креативного мышления в любом возрасте, от первого триместра беременности до дементной старости! Плюс за месяц сформируем любые навыки: художника, скульптора, поэта, модельера, ювелира, развивателя креатива у других... Это не только заполнит ваш досуг, но и наполнит карманы деньгами, ведь все захотят купить ваши поделки из банановой кожуры или стихи ко дню узрения первой в году снежинки! Как, вы не отмечаете день первой снежинки?! Вы недостаточно креативно мыслите, ждем вас на следующем уровне наших курсов!
Сюда моментально подтянулась индустрия "товаров для творчества". Любые материалы, заготовки, инструкции, инструменты - и все по весьма внушительным ценам, кстати.
Еще один сегмент рынка - "креативные пространства". Вот честное слово, так до сих пор и не поняла, что это такое было задумано! По факту под это обычно приспосабливались разоренные, но в целом крепкие промышленные здания в удобных локациях городов, оформленные в стиле лофт (это когда торчит материал стен и коммуникации, но все подсвечено светодиодами и в принципе удобно и безопасно). И заполнены эти пространства, по замыслу, должны быть всяческим производимым и продаваемым креативом.
Вторым пунктом пошло креативное осмысление всего и вся. Всё может быть любым, кроме скучно-нормального! Ярче, громче, демонстративнее! Больше эмоций, я не вижу ваших рук! Где драйв?! Одежда, прически, макияж, интерьер, еда - маловато будет, развернемся шире! Переосмыслим креативно тело, гендер, идентичность, разум! Не останавливаемся!
Но не долго музыка играла... Рынок за считанные годы наполнился и переполнился. Довольно быстро выяснилось, что большинство граждан не испытывают неутолимой жажды острых эмоций, а также не хотят бесконечно тратить кровно заработанные деньги на снежинки из банановой кожуры. Более того, взаимное одаривание друг друга раскрашенными по номерам картинами "закат над речкой" вызывает скуку, а не радужные эмоции. Впрочем, как не радовало и большинство других предложений.
Ведь креатив не слишком-то фонтанировал не только у клиентов развивающих курсов, но и у штатных творцов. Новаторские театры не собирают аудиторию. Развивашки приелись. Креативные пространства-лофты оказались массово заполнены банальными едальнями и странными, никому не интересными выставками.
Сколько ты ни проецируй картины Ван Гога на стены, пол и потолок, сколько не миксуй их с другими картинами и фото городов, это останется все тот же Ван Гог. Который единолично и создал вот этот креатив почти полтораста лет назад. Желающим на него полюбоваться нет необходимости выкладывать деньги за посещение цифровой выставки.
Да и сама идея показа слайдов на потолке под приятную музыку не нова - она была неплохо реализована и показана широким массам еще в фильме "Экипаж" 1979 года (помните комнату летчика-серцееда Скворцова?). Так что создатели этих выставок хорошо порадовали производителей проекционной техники, но не слишком преуспели в получении прибыли.
"Одноразовое творчество" не смогло создать такого же потребительского бума, как одноразовые товары и не смогло сильно отсрочить наступление очередного системного кризиса. Поэтому увы, игра окончена, пузыри лопаются, фишки собирают банкометы. Ждем новой раздачи.
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба