Найти тему
Чтец смыслов

Почему наша вера мало светит миру

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
Всё у вас да будет с любовью. (
1 Кор. 16, 13 – 14)

Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский

Беседа о хранении веры в христианском обществе

Святой апостол Павел заканчивал диктовать писцу длинней­шее из своих посланий, Первое к Коринфянам. Много вопросов и недоумений разрешил он в нем, и общих и частных; и важных и неважных для целого христианского общества, но, тем не менее, волновавших последнее. Уже рука писца ощупывала конец пергамента, но Апостол не успокаивался. Единое на потребу коринфянам еще не предложено. Христи­анское общество, волновавшееся спорами, еще нуждалось в сильном напоминании о своей главной обязанности...

Бодрствуйте, стойте в вере,— звучит последнее наставление Апостола. Еще недавно вы, коринфяне, научились вере Христовой и как бы не потерять вам это сокровище неба. Вера облагодетельствовала многих из вас. Вы, уве­ровав, превратились из служителей идолов в храмы Святаго Духа Божия, в носителей многоразличных Его даров, излиянных на вас для исцеления болящего грехом рода чело­веческого: есть между вами носители — дара языков, дара исцелений, дара пророчества, дара говорить на чужих язы­ках, дара толковать эти непонятные речи (1 Кор. 12, 8 – 10). Появились красноречивые учителя, разбившие общество коринфских христиан на партии. Вместо веры вы, коринфяне, занялись дарами веры; вместо Небесного Учителя избрали себе земных учителей; каждая партия — по своему вкусу. Прощай духовная жизнь; прощай начатая, но неоконченная служба Богу…

Полезно, братья, ныне этот огонь, этот меч слова апостольского обратить от коринфян на нас самих. Их ошибки простительны им, потому что тогда они только что уверовали во Христа. А мы — потомки верных Христу предков и сами — православные христиане. Почему наша вера мало светит миру, мало греет нас самих и наших ближ­них? Оттого, что мы заболели сонливостью, лишились бо­дрости духа.

Сонливость уничтожает бодрость в человеке, осла­бляет его духовные силы, препятствуя им работать, разви­ваться и укрепляться. Закон духовной жизни таков, что силы, остающиеся без употребления, слабеют, а потом и совсем пропадают. Точно также и вера — это духовное око человека, помрачается, когда он не обращается долгое время к ее спасительному руководству. Трояким путем духовное зрение человека отвлекается от веры, помрачается и приоб­ретает свойство сонливости. Счастливец и удачник увле­кается собой, влюбляется в себя, презирает других, забы­вает, что он есть бесконечный должник Богу — Подателю всякого блага. Если есть у него внимание, то только к делу упрочения и увеличения своего земного благополучия. Это и есть один вид духовной сонливости, когда под покровом своего счастья человек не видит своей духовной бедности.

Неудачник, несчастливец теряет голову, ропщет на Бога, озлобляется на ближних, проклинает день своего рождения, ищет забвения своих печалей в винопитии и т.д. И это — сон души, называемый отчаянием. В этом состоя­нии человек бывает как бы в бреду врагом ближних своих, противником Богу.

Но большинство людей избирает третий путь жизни. Подобно человеку, не допускающему из боязни простуды ни одной струйки свежего воздуха в свою комнату, люди, дорожащие своим душевным спокойствием, боятся всяких перемен в жизни своей души. Такие люди — и их большинство — показывают в своей жизни полную беспечность о своей душе, как будто бы и умирать они ни­когда не будут, а вечно будут жить на земле. Вчерашний день их похож на сегодняшний, который в свою очередь будет подобие завтрашнего. Боятся они думать о смерти, исповедь отбывают, как повинность, очень для них тяже­лую и неприятную, потому что она нарушает обычный порядок их жизни. Это — спячка жизни, постыдное равнодушие к добру и злу, хотя нередко и имеет приличную наруж­ность набожности.

Как бы, однако, ни были различны обстоятельства жизни людей, а пробудиться всем надо здесь, на земле, иначе страшно будет пробуждение пред Страшным Судом Божи­им. А пробудиться духовно можно только тогда, когда мы будем обращать лицо свое к вере Христовой, если осве­тим всю жизнь нашу ее немерцающим светом. Уверует тогда счастливец, что счастье ему даровал Бог, как блудному сыну (Лк. 15, 11 – 32), или как благоразумному дове­рил ему земные блага (Лк. 16, 9 – 12). Несчастливец при свете веры вспомнит о своих грехах и прославит Бога за Его посещение (1 Пет. 1, 6 – 7; 2 Кор. 4, 16 – 17). Наконец, люди, спокойно спящие во грехе, пусть вспомнят о конце всего земного, о вечности; и тогда бодро послужат Богу Спасителю (Еккл. 8, 11 – 13). Таково, братья, влияние веры христианской: она возвещает нам и дивные дела Бо­жии для спасения людей, утешает праведников, устрашает грешников, подкрепляет слабых обещанием благодатной помощи Божией. Поистине она есть недвижимое основание, на котором спасительно стоять нам во время всей жизни нашей и о которое разобьются все волны житейского моря, движимые на нас.

Враг нашего спасения очень старается всеми способами стащить нас с нашего основания. Он то старается нас самих согнать с него гонениями и искушениями, то подви­гает к нему жестокие камни разных лжеучений, ласково приглашая нас стать на них, то колеблет самое основание веры усилиями ложной науки. Против всех таких покуше­ний врага полезно вооружиться и укрепиться мужеством. Мужественный христианин знает, что нет возможности подружиться с врагом Божиим, что мир с ним есть гибель для души, измена Богу Вседержителю. Помня о воздаянии, которое Он уготовал любящим Его, христианин не допустит ни скорби, ни тесноте, ни голоду, ни жажде разлучить его от любви Христовой (Рим. 8, 38 – 39). Чрез частое проявление мужества в борьбе с грехом человек всё более утверждается в добре на камени веры. Так весенние ветры, расшатывая деревья, дают им возможность еще более углубиться корнями в мягкую почву и добыть из нее скорее соки, необходимые для цветов и плодов.

Но Апостол заповедует христианам совершать все эти подвиги не с холодным сердцем, не с равнодушием, а с любовью: Всё у вас да будет с любовью. Что человек больше любит, то и хранит и помнит всегда. Лю­бовь великая сила. Как душа движет тело, так любовь движет душу человека. Любовь есть душа нашей души. Без любви невозможно бодрствование в вере, ибо, если ни­чего не любим, то ничем и не дорожим, ни о чем и не беспокоимся. Без любви нет и истинного мужества, так как только любовь делает нас готовыми ради любимого нами Бога и ближнего принести всё, даже саму жизнь в жертву любимым существам, и побуждает нас не бояться никаких страхов и препятствий. Любовь связывает христиа­нина с Богом и людьми, она показывает их ему лучши­ми сторонами, заставляя забыть все их недостатки и смо­треть на них, как на детей Божиих, как на наших братьев во Христе, призванных вместе с нами к вечно­му блаженству. Любовь очищает наши дела от нечистых побуждений и побуждает от всего сердца работать Господу, угождать ближним во благое. Любящий Бога и сам будет возлюблен Богом (Ин. 14, 21), потому что в любви у него будут все добродетели, в том числе и вера (Кол. 3, 14; 1 Кор. 13, 1 – 8). Поэтому любящим Бога … всё содействует ко благу (Рим. 8, 28) и не будет опасности удалиться от Него. Аминь.

1910 год