Найти в Дзене
LegenDaily

Людовик XIV, Раскольников и Шариков в истории петербургских окон

Оглавление

Петербург почти 200 лет был имперской столицей, поэтому любые архитектурные веяния и эксперименты в России начинались с него. Это касается и окон — с одной стороны устройства простого, а с другой — сильно изменившегося за сотни лет и внешне, и технически. LegenDaily рассказывает об оконной эволюции в Петербурге.

Мы не претендуем на исчерпывающее исследование — это не возможно сделать в одном материале. Мы лишь отметили самые важные пункты в истории оконных метаморфоз.

Французские корни

Петербург был основан Петром Первым в эпоху, когда во Франции правил король Людовик XIV — легендарный любитель блеска и роскоши, именем которого назван целый художественный стиль, смесь классицизма и барокко. В частности, для стиля Людовика XIV характерны огромные окна от пола до потолка.

В Европе, где такие окна получили в XVII веке невероятную популярность, их так и называли — французские окна. Это один из залов во дворце Малый Трианон в Версале.
В Европе, где такие окна получили в XVII веке невероятную популярность, их так и называли — французские окна. Это один из залов во дворце Малый Трианон в Версале.

Петр Великий увидел их сначала в Голландии, а в 1717 году — в самой Франции, куда он прибыл с визитом. И повелел в своей новой столице делать окна именно по французскому образцу.

В гостях у Раскольникова

В XIX веке в Петербурге наступила эпоха доходных домов, многие из которых, к счастью, дожили до наших дней в почти неизменном виде. До конца XIX века традиционным был принцип «чем выше этаж, тем меньше оконный проем». На втором этаже обычно жил хозяин, в каморках на последнем ютились бедные горожане: мелкие служащие, студенты. Многие снимали не комнаты, а углы в комнатах или даже просто койки. Чем ближе койка располагалась к окну, тем дороже стоила аренда. Хотя окна в этих доходных домах были такими маленькими и узкими, что жильцы почти не видели улицу.

Еще одной особенностью Петербурга стали многочисленные стены совсем без окон — так называемые брандмауэры: по-немецки brandmauer — «противопожарная стена». Такие стены сооружали, чтобы защитить здание от перекидывания огня с одного дома на другой. Дома строили разные по высоте, некоторые сносили по тем или иным причинам, так что многие такие брандмауэры оказывались на виду.

Иногда люди прорезали в них «самопальные» окна: определить их просто: они либо «накиданы» на стену хаотично, не образуют линии ни по вертикали, ни по горизонтали, либо имеют разные размер и форму. Либо и то, и другое. И обычно они гораздо меньше остальных окон в доме.
Иногда люди прорезали в них «самопальные» окна: определить их просто: они либо «накиданы» на стену хаотично, не образуют линии ни по вертикали, ни по горизонтали, либо имеют разные размер и форму. Либо и то, и другое. И обычно они гораздо меньше остальных окон в доме.

Витражи и эркеры

В конце XIX века в моду входит эклектика, а потом и северный модерн. Зданий-представителей этих двух направлений в центре города до сих пор больше всего. Тогда стали популярны эркеры с большими окнами, их называли «фонари».

Также архитекторы все чаще стали применять витражное остекление. К сожалению, в силу их хрупкости сохранилось очень мало таких произведений искусства.

Зачем окно внутри квартиры?

После революции стили конструктивизм и сталинский ампир ничего принципиально нового форме и исполнению окон не добавили. Разве что появились форточки (от немецкого pförtchen, то есть «небольшая дверца»).

А еще во многих серийных домах советской постройки имелось небольшое окошко между кухней и санузлом. А если он раздельный, то еще и в стене между туалетом и ванной.

В начале 1990-х в Петербурге появились стеклопакеты. С одной стороны, они очень удобны: избавили жителей от сквозняков и от необходимости заклеивать окна на зиму. Отпала также и надобность в покраске рам: поставил такие окна — и забыл о проблеме лет на 20.

Однако стеклопакеты сплошь и рядом нарушают гармонию фасадов.

Увы, контролирующие службы практически не борются с этим печальным явлением. А ведь состояние окон очень ощутимо влияет на внешний вид фасадов Северной столицы.

Источники фото: vk.com, smariette.livejournal.com, zen.yandex.ru, spbdnevnik.ru, skameika.press, the-village.ru, pinterest.ru, regnum.ru, culture.ru, wikipedia.org, houzz.ru, skyscrapercity.com, rasfokus.ru, spbmuzei.ru, photo.gradpetra.net, spbarchives.ru.

Понравилась статья? Поделитесь своим мнением в комментариях. Не забудьте поставить лaйк и пoдписaтьcя на кaнaл LegenDaily, чтобы не пропустить новые публикации и помочь в развитии канала!