Когда психологу стоит сменить стратегию в работе с клиентом
16 сентября 202116 сен 2021
Бывало ли у Вас так, что в процессе работы с клиентом обнаруживался совершенно новый запрос, который отодвигал первичный и ломал всю работу?
У меня бывает редко.
Приведу как пример совсем недавний свой случай.
Супруги обратились с часто звучащим запросом: отношения стали дистантные, мало личного внимания и времени, проводимого вместе. Причиной считают большую занятость мужа на работе при том, что дети подросли, их нужно возить везде(детсад, школя, спорт, курсы развивающие). И это при том, что жена тоже вышла на работу после декретов. Заработка одного человека на возросшие потребности семьи не хватает.
Работа изначально строилась для достижения целей, обозначенных обоими супругами:
разобраться в чувствах друг к другу: есть или нет охлаждение, желание быть больше самому/самой по себе (на отделение). То есть оставаться ли вместе, и если да, то как;
пересмотреть ресурсы семьи, чтобы график жизни перестал «высасывать все соки»
Активно включились в работу оба супруга, поэтому изменения позитивные произошли быстро. Результаты получили, что и заказывали. Ясно, что остаются вместе и дальше. Участие всех членов семьи, включая детей, пересмотрели, и «вздохнули свободно». Можно считать наш контракт завершенным.
Но что-то не так, по-прежнему чего-то не хватает, не радует.
И тут мы выходим на совсем новую тему: «не умеем чувствовать себя счастливыми».
Сначала жена: «Не радуюсь успехам, а всегда ищу, что не правильно»
Потом муж: «Когда все довольны, я занимаюсь своими задачами, рабочими. Когда жена чем-то недовольна, я воспринимаю это как новую задачу. Изымаю свои ресурсы, ищу решение, и на этом устаю. Нет сил уже, чтобы побыть вместе и радоваться»
Я их спрашиваю: «А бывают все же моменты радости? Свободы от задач?»
Они: «Да. В отпуске. Но он короткий»
Я: «А моменты полного Счастья вне отпуска?»
Ответ: «Нет. Так мы к нему, Счастью, и стремимся, все для этого делаем. Но его нет и нет»
И вот перед нами новый пласт работы, с проявившимся глубинным запросом: «Найти Счастье в нашей жизни. Позволить себе быть, ощущать себя счастливыми»
Все произошло почти в конце встречи. Переформулирование запроса - и мне заявка на совсем иную работу. Тут же пришлось перестраиваться. Применять другие стратегии. Ведь, согласитесь, что тайм-менеджмент семьи и признание своего права на Счастье, совсем разные задачи. Для их решения нужно организовывать особые процессы, а для этого и инструменты надо использовать своеобразные.
Но главное - пришлось резко сменить стратегические фокусы: со структурных на смысловые.
Самоанализа мне не хватило, поэтому провели с коллегой взаимные интервизии своих случаев, и я представляла именно этот.
В самом конце она задала вопрос, который реально мне открыл глаза: «Что из твоего опыта тебе больше всего помогло, чтобы прямо здесь-и-сейчас, во время встречи сменить стратегию и перефокусироваться вместе с клиентами на другую работу?»
И я поняла: мой тройной опыт: семейного психолога, клинического в условиях ограниченного времени контакта с клиентами и системного коуча. Особенно последний ракурс помог: работа с семьей изначально в рамках коучинга: когда заключаем контракт, ставя цели, и в процессе работы постоянно сверяем, насколько к ним приблизились.
А также выявляем, что не было учтено изначально или добавилось по пути.
Этот случай ещё раз подтвердил то, к чему я шла все 25 лет своей практики: последние 15 из них не зря были в коучинге. Я все больше практиковала коучинг систем сама, а параллельно учила тому, что нарабатывала, других. Кстати, так реализовалась для меня поговорка: «Хочешь что-то хорошо освоить сама, начни этому обучать других»
Очень для практики работы с клиентами выручает то, что вновь и вновь показываю использование инструментов студентам, на их ситуациях.
Поэтому жду, не дождусь начала нового учебного потока!
Бывало ли у Вас так, что в процессе работы с клиентом обнаруживался совершенно новый запрос, который отодвигал первичный и ломал всю работу?
У меня бывает редко.
Приведу как пример совсем недавний свой случай.
Супруги обратились с часто звучащим запросом: отношения стали дистантные, мало личного внимания и времени, проводимого вместе. Причиной считают большую занятость мужа на работе при том, что дети подросли, их нужно возить везде(детсад, школя, спорт, курсы развивающие). И это при том, что жена тоже вышла на работу после декретов. Заработка одного человека на возросшие потребности семьи не хватает.
Работа изначально строилась для достижения целей, обозначенных обоими супругами:
разобраться в чувствах друг к другу: есть или нет охлаждение, желание быть больше самому/самой по себе (на отделение). То есть оставаться ли вместе, и если да, то как;
пересмотреть ресурсы семьи, чтобы график жизни перестал «высасывать все соки»
Активно включились в работу оба супруга, поэтому изменения позитивные произошли быстро. Результаты получили, что и заказывали. Ясно, что остаются вместе и дальше. Участие всех членов семьи, включая детей, пересмотрели, и «вздохнули свободно». Можно считать наш контракт завершенным.
Но что-то не так, по-прежнему чего-то не хватает, не радует.
И тут мы выходим на совсем новую тему: «не умеем чувствовать себя счастливыми».
Сначала жена: «Не радуюсь успехам, а всегда ищу, что не правильно»
Потом муж: «Когда все довольны, я занимаюсь своими задачами, рабочими. Когда жена чем-то недовольна, я воспринимаю это как новую задачу. Изымаю свои ресурсы, ищу решение, и на этом устаю. Нет сил уже, чтобы побыть вместе и радоваться»
Я их спрашиваю: «А бывают все же моменты радости? Свободы от задач?»
Они: «Да. В отпуске. Но он короткий»
Я: «А моменты полного Счастья вне отпуска?»
Ответ: «Нет. Так мы к нему, Счастью, и стремимся, все для этого делаем. Но его нет и нет»
И вот перед нами новый пласт работы, с проявившимся глубинным запросом: «Найти Счастье в нашей жизни. Позволить себе быть, ощущать себя счастливыми»
Все произошло почти в конце встречи. Переформулирование запроса - и мне заявка на совсем иную работу. Тут же пришлось перестраиваться. Применять другие стратегии. Ведь, согласитесь, что тайм-менеджмент семьи и признание своего права на Счастье, совсем разные задачи. Для их решения нужно организовывать особые процессы, а для этого и инструменты надо использовать своеобразные.
Но главное - пришлось резко сменить стратегические фокусы: со структурных на смысловые.
Самоанализа мне не хватило, поэтому провели с коллегой взаимные интервизии своих случаев, и я представляла именно этот.
В самом конце она задала вопрос, который реально мне открыл глаза: «Что из твоего опыта тебе больше всего помогло, чтобы прямо здесь-и-сейчас, во время встречи сменить стратегию и перефокусироваться вместе с клиентами на другую работу?»
И я поняла: мой тройной опыт: семейного психолога, клинического в условиях ограниченного времени контакта с клиентами и системного коуча. Особенно последний ракурс помог: работа с семьей изначально в рамках коучинга: когда заключаем контракт, ставя цели, и в процессе работы постоянно сверяем, насколько к ним приблизились.
А также выявляем, что не было учтено изначально или добавилось по пути.
Этот случай ещё раз подтвердил то, к чему я шла все 25 лет своей практики: последние 15 из них не зря были в коучинге. Я все больше практиковала коучинг систем сама, а параллельно учила тому, что нарабатывала, других. Кстати, так реализовалась для меня поговорка: «Хочешь что-то хорошо освоить сама, начни этому обучать других»
Очень для практики работы с клиентами выручает то, что вновь и вновь показываю использование инструментов студентам, на их ситуациях.
Поэтому жду, не дождусь начала нового учебного потока!