Найти тему
Ещё один блог о кино

"Я достаю из широких штанин". Владимир Маяковский на картине советского художника Григория Малянтовича: любопытные детали

Григорий Александрович Малянтович (1908-1980 гг.) - советский художник, который известен, прежде всего, своей картиной "Советский паспорт", выполненной в стиле соцреализма, и являющейся иллюстрацией знаменитого стихотворения Владимира Маяковского.

Картина была написана в середине 70-х годов и приурочена к очередной кампании паспортизации населения, проводил которую министр МВД СССР Николай Анисимович Щёлоков.

Сюжет картины воспроизводит строки из стихотворения В.В. Маяковского.

...вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берет
мою
краснокожую паспортину.
Берет —
как бомбу,
берет —
как ежа,
как бритву
обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
Моргнул
многозначаще
глаз носильщика,
хоть вещи
снесет задаром вам.
Жандарм
вопросительно
смотрит на сыщика,
сыщик
на жандарма.
С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.

Мы видим Владимира Владимировича Маяковского, который предъявляет советский паспорт тому самому "господину чиновнику". Маяковский изображен совсем не по-пролетарски. Перед нами вполне себе респектабельный господин в отличном костюме-тройке. Собственно говоря, таким Владимир Владимирович и был в жизни - здесь художник ни на йоту не отошел от истины.

Чиновник протянул руку, чтобы взять "змею двухметроворостую", полицейский с осуждением и какой-то печалью во взгляде смотрит на Маяковского. Он, возможно, думает: "Какой симпатичный молодой человек, отлично одет, с хорошей прической, пахнет "шанелью", и при этом - насквозь советский".

Из купе выглядывает типичный европейский или американский буржуй с сигарой во рту; ему любопытно посмотреть на гражданина СССР - когда еще увидишь столь редкого "зверя"?

За спиной Маяковского негр-носильщик. На его лице - радостная улыбка. Носильщик счастлив, что этот странный великан из не менее странной самой большой страны в мире, своим паспортом морально "выпорол" европейских бюрократов-эксплуататоров. Очевидно, что, по замыслу художника, негр связывает с Маяковским свои надежды на лучшее, разумеется, социалистическое, будущее.

Таков сюжет картины. Но есть еще пара любопытных деталей, на которые невозможно не обратить внимание.

Во-первых, Маяковский протягивает чиновнику внутренний советский паспорт, причем образца 1974 года. Если бы художник следовал исторической канве, то паспорт Владимира Владимировича должен был выглядеть примерно так:

Очевидно, замена паспорта связана с той самой кампанией паспортизации середины 70-х. В каком-то смысле, картина Малянтовича - это своего рода социальная реклама.

Во-вторых, негр-носильщик тащит огромный чемодан Маяковского, что не очень-то вяжется с общим антикапиталистическим духом картины. Получается, что революционный поэт сам занимается эксплуатацией! По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник Малянтович мог показать Советам "дулю в кармане". Впрочем, нельзя исключать и того, что "идеологическая пробоина" в картине получилась совершенно случайно.

Как бы то ни было, на судьбу картины это не повлияло. "Советский паспорт" активно экспонировался в разных музеях страны, картину воспроизводили в качестве иллюстрации в книгах Маяковского.

Но вот оно, это замечательное произведение искусства.

Г.А. Малянтович "Советский паспорт".
Г.А. Малянтович "Советский паспорт".

Еще больше статей про живопись, про гениев и их темные стороны, про художников, писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!

Мои книги

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.