Найти тему

Все боятся ОГЭ: преподаватель математики с 43-летним стажем объясняет, почему не стоит

Последние несколько лет ко мне стали обращаться родители пятиклассников с просьбой начать подготовку к ОГЭ по математике. За пять лет до экзамена!

Люди испытывают буквально панический страх перед перспективой сдавать этот экзамен
Люди испытывают буквально панический страх перед перспективой сдавать этот экзамен

Попытаемся разобраться, в чём причина такого страха перед ОГЭ, и насколько он оправдан

Как правило, за пару месяцев до экзамена 9-классники пишут пробный вариант ОГЭ. Результаты обычно печальны. Очень много неудов.

Интернет пестрит впечатлениями типа: у нас около половины неудов, кошмар, дикость, что за экзамен, как его сдавать... Естественно, нормального родителя охватывает паника. Что за экзамен, если столько детей, проучившись 9 лет, не в состоянии написать его даже на зачёт?

Попробуем вникнуть в структуру экзамена. Рассмотрим демонстрационный вариант ОГЭ 2022.

Предлагается двадцать пять заданий и две страницы формата А4 справочных материалов.

Не все задания даются по материалу 9-го класса. Если внимательно приглядеться к заданиям и сверить их с учебниками с 5-го по 9-й класс, можно определить, что
-2
На зачёт надо решить восемь заданий, из которых минимум два должно быть по геометрии.

Таким образом, на зачёт надо решить

-3

Причём весьма опрометчиво думать, что для решения задачи по геометрии за 8-й класс надо глубоко знать всю программу геометрии 8-го класса. Достаточно выяснить, что на свете существует теорема Пифагора, и научиться ею пользоваться.

Единственное, что удалось найти на сайте Рособрнадзора по поводу результатов ОГЭ 2021: «Сдавать ОГЭ в дополнительный период будут более 85 тысяч человек».

Если учесть, что каждый год 9-й класс заканчивает около миллиона выпускников, то неуды получили около 8,5% учащихся. При этом неудов на пробных ОГЭ, если судить по крикам души на всевозможных форумах, значительно больше (минимум крутится около 30%). Как за пару месяцев между пробным и основным экзаменами 30% превращается в 8,5%?

Понятно, что за это время устранить один большой пробел в знаниях за 5-й и 6-й классы достаточно сложно. Не исключено, что пороги сдачи в ходе экзамена корректируются. Но это всё же не главное.

В чём принято усматривать причину провала?

На первом месте обычно пандемия и удалёнка. Но чтобы эта причина была оправданной, на удалёнке надо сидеть минимум три года и вообще ничего не делать.

-4

На втором месте по упоминанию стоит замена первых пяти заданий на «безумно сложные» практически ориентированные. Не вижу смысла даже пытаться обсуждать их «сложность». Минимум с одним из этих заданий вполне справится аккуратный ученик 4-го класса. Но даже если они рассчитаны на академика наук, и без них вполне можно без особого труда наскрести на уверенный зачёт.

Остаётся ещё двадцать заданий, из которых на «4» и «5» в 9-м классе претендует не больше пяти. Остальные пятнадцать заданий — на честную тройку с 5-го по 9-й класс. Набрать на зачёт вполне возможно.

В чём же реальная причина такого количества неудов?

Лучше всего ответ на этот вопрос иллюстрируют справочные материалы, которые выдаются школьникам на ОГЭ.
В числе прочего приведена формула площади параллелограмма, а следующим пунктом формула площади треугольника.
-5

С первого класса в ребёнка загружают свод правил и тьму формул. Какая связь между этими правилами, откуда берутся формулы — остаётся за кадром

Нормальный человеческий организм, даже способный к математике, отключается в лучшем случае к 7-му классу.
Все попытки срочно в 9-м классе перед экзаменом впихнуть растерянные по дороге правила и формулы — бессмысленны.
Материал, начиная примерно с 6-го класса, не усвоен напрочь. Да и не может быть усвоен в принципе. О каком усвоении может идти речь, если в процесс изучения не заложено даже предположение о понимании связи между параллелограммом и треугольником?

Вполне вероятно, что современный компьютер с соответствующим программным обеспечением сможет изобразить решение заданий случайного варианта ОГЭ как минимум на тройку. Но человек, в которого пытаются заложить компьютерный подход, явно не справляется с этой задачей даже при подключении дополнительной памяти в виде справочных материалов.

Пока школьная методика не предусматривает понимания и основана на компьютерном подходе, повышение показателей будет возможно только за счёт понижения порога требований. Помните, как 30% не сдавших пробный ОГЭ превращаются в 8,5% не сдавших основной экзамен?

Ну, а страх перед ОГЭ не оправдан совершенно

-6

Даже четвёрка не требует никаких сверхъестественных знаний и навыков. Надо решить пятнадцать стандартных заданий, два из которых по геометрии.

А вот пятёрку получить непросто. Но и тут можно обойтись без заданий относительно повышенной сложности, коих в ОГЭ четыре штуки.

Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации об образовании

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-7

Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.

Читайте другие статьи автора:

Задача из ЕГЭ решает себя сама. Пример того, как научить ребёнка видеть решение прямо в тексте задачи

Для кого составлены школьные программы?

Решать или рисовать решение?

Читайте статьи других авторов:

Если вы не сдадите ЕГЭ, вас за это не расстреляют