Последние несколько лет ко мне стали обращаться родители пятиклассников с просьбой начать подготовку к ОГЭ по математике. За пять лет до экзамена!
Попытаемся разобраться, в чём причина такого страха перед ОГЭ, и насколько он оправдан
Как правило, за пару месяцев до экзамена 9-классники пишут пробный вариант ОГЭ. Результаты обычно печальны. Очень много неудов.
Интернет пестрит впечатлениями типа: у нас около половины неудов, кошмар, дикость, что за экзамен, как его сдавать... Естественно, нормального родителя охватывает паника. Что за экзамен, если столько детей, проучившись 9 лет, не в состоянии написать его даже на зачёт?
Попробуем вникнуть в структуру экзамена. Рассмотрим демонстрационный вариант ОГЭ 2022.
Предлагается двадцать пять заданий и две страницы формата А4 справочных материалов.
Не все задания даются по материалу 9-го класса. Если внимательно приглядеться к заданиям и сверить их с учебниками с 5-го по 9-й класс, можно определить, что
На зачёт надо решить восемь заданий, из которых минимум два должно быть по геометрии.
Таким образом, на зачёт надо решить
Причём весьма опрометчиво думать, что для решения задачи по геометрии за 8-й класс надо глубоко знать всю программу геометрии 8-го класса. Достаточно выяснить, что на свете существует теорема Пифагора, и научиться ею пользоваться.
Единственное, что удалось найти на сайте Рособрнадзора по поводу результатов ОГЭ 2021: «Сдавать ОГЭ в дополнительный период будут более 85 тысяч человек».
Если учесть, что каждый год 9-й класс заканчивает около миллиона выпускников, то неуды получили около 8,5% учащихся. При этом неудов на пробных ОГЭ, если судить по крикам души на всевозможных форумах, значительно больше (минимум крутится около 30%). Как за пару месяцев между пробным и основным экзаменами 30% превращается в 8,5%?
Понятно, что за это время устранить один большой пробел в знаниях за 5-й и 6-й классы достаточно сложно. Не исключено, что пороги сдачи в ходе экзамена корректируются. Но это всё же не главное.
В чём принято усматривать причину провала?
На первом месте обычно пандемия и удалёнка. Но чтобы эта причина была оправданной, на удалёнке надо сидеть минимум три года и вообще ничего не делать.
На втором месте по упоминанию стоит замена первых пяти заданий на «безумно сложные» практически ориентированные. Не вижу смысла даже пытаться обсуждать их «сложность». Минимум с одним из этих заданий вполне справится аккуратный ученик 4-го класса. Но даже если они рассчитаны на академика наук, и без них вполне можно без особого труда наскрести на уверенный зачёт.
Остаётся ещё двадцать заданий, из которых на «4» и «5» в 9-м классе претендует не больше пяти. Остальные пятнадцать заданий — на честную тройку с 5-го по 9-й класс. Набрать на зачёт вполне возможно.
В чём же реальная причина такого количества неудов?
Лучше всего ответ на этот вопрос иллюстрируют справочные материалы, которые выдаются школьникам на ОГЭ.
В числе прочего приведена формула площади параллелограмма, а следующим пунктом формула площади треугольника.
С первого класса в ребёнка загружают свод правил и тьму формул. Какая связь между этими правилами, откуда берутся формулы — остаётся за кадром
Нормальный человеческий организм, даже способный к математике, отключается в лучшем случае к 7-му классу.
Все попытки срочно в 9-м классе перед экзаменом впихнуть растерянные по дороге правила и формулы — бессмысленны.
Материал, начиная примерно с 6-го класса, не усвоен напрочь. Да и не может быть усвоен в принципе. О каком усвоении может идти речь, если в процесс изучения не заложено даже предположение о понимании связи между параллелограммом и треугольником?
Вполне вероятно, что современный компьютер с соответствующим программным обеспечением сможет изобразить решение заданий случайного варианта ОГЭ как минимум на тройку. Но человек, в которого пытаются заложить компьютерный подход, явно не справляется с этой задачей даже при подключении дополнительной памяти в виде справочных материалов.
Пока школьная методика не предусматривает понимания и основана на компьютерном подходе, повышение показателей будет возможно только за счёт понижения порога требований. Помните, как 30% не сдавших пробный ОГЭ превращаются в 8,5% не сдавших основной экзамен?
Ну, а страх перед ОГЭ не оправдан совершенно
Даже четвёрка не требует никаких сверхъестественных знаний и навыков. Надо решить пятнадцать стандартных заданий, два из которых по геометрии.
А вот пятёрку получить непросто. Но и тут можно обойтись без заданий относительно повышенной сложности, коих в ОГЭ четыре штуки.
Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации об образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.
Читайте другие статьи автора:
Для кого составлены школьные программы?
Читайте статьи других авторов:
Если вы не сдадите ЕГЭ, вас за это не расстреляют