Я уже писала о том, что у нас в городе реставрируют целый квартал деревянных усадеб, которым чуть меньше двух веков. У нас вообще очень много ветхого фонда, который дорого расселять и как будто не на что чинить. Каждое лето добровольцы собирают так называемый "Том Сойер фест" и чинят некоторые дома хотя бы косметически, посильно: заколачивают окна в совсем ветхих и заброшенных щитами, на которых что-нибудь рисуют местные художники, красят облупившиеся дома, поправляют заборы и ставят новые.
"Заповедные кварталы" - это несколько улиц с двухэтажными деревянными усадьбами, в которых на рубеже XIX-XXвв жила интеллигенция: врачи, инженеры, учителя, деятели искусства и культуры. Это был уверенный средний класс, который мог позволить себе прислугу, но не обладал дворянскими привилегиями или (всё же) заоблачным богатством.
Всё лето добровольцы из Архитектурного и с исторического факультета водили экскурсии по кварталам, в которых жил Горький, Короленко, сестры-революционерки Невзоровы и даже, говорят, один или два раза гостил Ленин. Там правда очень самобытно. Обычно дворы закрыты, а тут есть возможность ощутить быт конца 19го века. И там город был устроен совершенно по-другому!
Я затесалась в штаб реставраторов с моей знакомой, стилистом Аленой Калистратовой. Её пригласили прочитать лекцию о моде, которая была прямо перед Революцией. Когда она пришла читать, то извинилась сразу: фотоматериала было мало. В мировой истории мода отражена отлично, общие тенденции понятны. А вот как это реализовалось на местной почве - прямо археологию нужно разводить. Фотографий очень мало, о платьях вообще речи нет - лучше всего хранились сверхдорогие наряды знати, а средний класс всё либо изнашивал и отдавал, либо пускал на тряпки по окончанию срока службы. Не было в этой одежде ничего ценного для современников, вот и носили её до состояния пыли.
Но всё же лекция была интереснейшая. Сразу стало понятно, что исследование - это когда знаешь общие закономерности и умеешь применить их на практике, доставая такие нюансы, которых никто не найдет.
Например, рассматривали платья Екатерины Павловны Пешковой, единственной законной жены Максима Горького, с которой он прожил всего лишь около четырех лет, официально так и не развелся, но всю жизнь сохранял к ней трепетное отношение. Екатерина была очень тонкая, с девической фигуркой. А на портретах, которые делал для них знаменитый нижегородский фотограф Максим Дмитриев, уже видны алгоритмы стиля, которые мы применяем сейчас. Вот, базовое платье (у Пешковой несколько разных) и стилизация за счет аксессуаров.
Рассматривали идеальные платья императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны из коллекции Эрмитажа. А потом - платья местной, нижегородской элиты. Оказалось, что здесь мода притормаживала лет на 15, а то и 20 в отдельных семьях, но самой модной даже в консервативных старообрядческих семьях всегда была девушка на выданье.
Интересно было рассматривать групповое фото благотворительного общества "Ясли", где около десяти дам сидят как будто в одинаковых платьях по моде 1890, но если присмотреться, то видно, что у каждой свой стиль.
В общем, для меня большая радость, что Алена решила не пускать этот материал в расход, а записала для нас с вами лекцию, которую теперь можно посмотреть на Ютубе и здесь. Как же это круто!
PS: Лекция создана на материале Нижегородской области, но ситуация во всем Поволжье была близкая к этому, да и в крупных промышленных центрах вроде Екатеринбурга плюс-минус полтора то же самое. Вообще в любой провинции, которая не Москва, не Питер, не Париж, не Берлин или Лондон - вообще не столица, всё было примерно так же. Почему? Смотрите в лекции!
#история #города #мода #история моды #стиль #нижний новгород #образование #лекции