Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Как АЗЛК пытался сделать свой УАЗик — внедорожник «Москвич-415С» в идеальном состоянии

Продолжаю обзор Олдтаймер Галереи 2021, которая прошла в этом году в Санкт-Петербурге. Сегодня речь пойдёт про один очень интересный советский внедорожник, который так и не стал серийным. Очень жаль, что этого не произошло, потому что в стране просто не было аналогов УАЗу-469. Перед вами «Москвич-415С», который был восстановлен в идеальное состояние некоторое время назад. Давайте расскажу вам про этот удивительный и редкий советский внедорожник подробнее. История этого автомобиля начинается в конце 50-х годов. В то время в СССР существовало лишь несколько внедорожников для гражданки — ГАЗ-М72 с кузовом от «Победы» и «Москвич-410» (а также его вариант с кузовом универсал «Москвич-411»). Эти автомобили имели много общего с конструктивной точки зрения: они использовали усиленный кузов обычного легкового автомобиля и полноприводную трансмиссию. «Москвич-415» стал попыткой МЗМА разработать внедорожник с нуля, который мог бы применяться и в армии, и на селе. Если «Москвич-410» имел несущую к

Продолжаю обзор Олдтаймер Галереи 2021, которая прошла в этом году в Санкт-Петербурге.

Сегодня речь пойдёт про один очень интересный советский внедорожник, который так и не стал серийным. Очень жаль, что этого не произошло, потому что в стране просто не было аналогов УАЗу-469.

Перед вами «Москвич-415С», который был восстановлен в идеальное состояние некоторое время назад. Давайте расскажу вам про этот удивительный и редкий советский внедорожник подробнее.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

История этого автомобиля начинается в конце 50-х годов. В то время в СССР существовало лишь несколько внедорожников для гражданки — ГАЗ-М72 с кузовом от «Победы» и «Москвич-410» (а также его вариант с кузовом универсал «Москвич-411»).

Эти автомобили имели много общего с конструктивной точки зрения: они использовали усиленный кузов обычного легкового автомобиля и полноприводную трансмиссию.

«Москвич-415» стал попыткой МЗМА разработать внедорожник с нуля, который мог бы применяться и в армии, и на селе.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Если «Москвич-410» имел несущую конструкцию, то для нового внедорожника использовали более архаичную, но и более надёжную раму.

Первые прототипы получили условное название «Москвич-4х4» и довольно сильно напоминали Willys MB времен Второй мировой.

Их отправили на испытания, которые показали неплохую живучесть конструкции.

Впоследствии подготовили прототипы второго поколения, получившие индексы «Москвич-415» (с открытым кузовом) и «Москвич-416» (с цельнометаллическим кузовом).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Потом проект забросили ввиду отсутствия интереса со стороны отраслевого министерства, но вернулись к нему в 1973 году (в самый разгар разработки АвтоВАЗом первой «Нивы»).

Переименованный в АЗЛК завод смахнул пыль со старых разработок и собрал вот этот прототип «Москвич-415С», где буква «С» обозначала «сельскохозяйственный».

Внешне от обычного 415-го его можно отличить по изменённому оформлению передней части с прямоугольными фарами и подфарниками от «Москвича-412».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Внутри было место для шести человек: двое спереди и еще четверо на двух задних скамейках, расположенных вдоль бортов. В этом плане «Москвич-415С» напоминал ГАЗ-69.

С «шестьдесят-девятым» этот внедорожник роднили и другие решения. Например, наличие фараискателя, возможность положить лобовое стекло на капот и тентованный верх.

Что касается мотора, то конкретно этот прототип оснащён 4-цилиндровым карбюраторным бензиновым мотором УЗАМ-412, аналогичный тому, что ставили на «Москвичи-412».

С двигателем в паре работает 4-ступенчатая механическая коробка передач и раздаточная коробка с возможностью подключения полного привода и пониженной передачи.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вообще история конкретно этого экземпляра довольно интересна. В давние времена гонщик АЗЛК по фамилии Цирбуль (надеюсь, правильно написал) выкупил автомобиль у музея АЗЛК.

Уникальный прототип отправился в Калужскую область, где просто простаивал на улице, постепенно превращаясь в груду металлолома.

Текущему владельцу (а это между прочим известный реставратор Сергей Симонов) пришлось в течение 7 лет буквально уговаривать продать внедорожник!

Когда наконец удалось получить согласие, «Москвич-415С» отправился на реставрацию, которая продлилась 2,5 года.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Внедорожник был неудобным, особенно для водителя, которому приходилось буквально втискивать себя в узкий дверной проём, а затем пытаться пролезть между сиденьем и рулевым колесом.

И всё же он понравился многим, в том числе и военным. Но дело как-то всё равно не пошло.

Отчаявшись, в 1974 году АЗЛК сделал еще два прототипа, получивших индексы 2148 (с мягким верхом) и 2150 (с жёсткой крышей) по новой отраслевой классификации.

Но и эти машины оказались никому не нужны. Всего с 1957 по 1974 годы было выпущено чуть менее полутора десятков внедорожников разных серий.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

До наших дней сохранилось лишь несколько экземпляров: «Москвич-2150» выставлен в музее «Мечта Москвича» (о нём мы поговорим чуть позже), останки «Москвича-415» хранятся на поле Михаила Красинца в Тульской области и вот этот ярко-жёлтый «Москвич-415С».

В настоящее время этот экземпляр можно периодически видеть на всяких автомобильных мероприятиях.

Кроме этого, на нём уже успели покататься разные блогеры, включая глубоко уважаемого мной Ивана Зенкевича.