Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Немое кино со звуком от культового режиссера

Фильм «Страх Икс», созданный Николасом Рёфном («Драйв», «Неоновый демон»), не обсуждался широкой публикой, возможно, по целому ряд причин. Во-первых, он «затерялся» между двумя частями более успешного «Дилера». Во-вторых, невольно напомнил названием уже существовавшие ленты: «Страх» (1983, 1996), «Страх.com» (2002) и т.д.

В-третьих, публика любит обсуждать фильм режиссера, когда он уже стал известным. А если картина, по сути, провалилась в прокате на заре его карьеры, то кажется, что ею можно пренебречь. Однако мы решили исправить эту несправедливость в отношении «Страха Икс». Тем более что именно эта кинокартина помогает понять особенности режиссерского стиля Рёфна, ибо в этом проекте «он не просто так».

В данном случае стиль изложения напрямую зависит от сути сюжета. Главный герой потерял супругу. Он мучительно пытается понять, почему её убили. Для него остановилось время, а поиски ответа на этот вопрос, превратились в смысл его тусклой и однотонной жизни. Опять же надо учитывать, что полиция как-то не спешит с расследованием.

Отсюда - тягучесть действия, диалоги, в которых фразы буквально повисают в воздухе, оторванные друг от друга. Сюжетная «рапида» буквально растягивает происходящее, что могло бы уместиться в полчаса, на время втрое больше. Важны эмоциональные оттенки и «полутени», которые пробегают по лицу главного героя. Рёфн вообще планировал снять немой фильм, но затем решил снабдить его звуком.

Здесь надо обратить внимание на блестящую игру Джона Туртурро, зрителю более известного ролями мелких, незадачливых гангстеров (от «Перекрестка Миллера» до «Найти и уничтожить»). Понятое дело, не бывает небольших ролей, но в данных образах свой драматический талант не особо-то явишь.

Гарри работает охранником в торговом центре. Его задача – ловить мелких воришек. По этой причине он уже как бы детектив. А всё свободное время он посвящает тому, что отсматривает кассеты видеонаблюдения, надеясь найти хотя бы какую-нибудь зацепку, которая привет к раскрытию убийства.

Он даже создал специальную доску, на которой размещает специальные карточки подозрительных личностей. Однако если в классических триллерах акцент делается на «нитях», которые соединят между собой различные снимки, то здесь объект напоминает многоэтажный дом, в котором небольшие фото - будто бы окна, позволяющие заглянуть в чужую жизнь.

Кадр из фильма «Страх Икс» (2003)
Кадр из фильма «Страх Икс» (2003)

«Кискодав» в пространстве солярного нуара

В какой-то момент Гарри опрашивают агенты ФБР. И интересуются в высшей мере странными вещами: не занимались ли погибшая тайной политикой, не принадлежала ли к негласным организациям? И показывают фото предполагаемого преступника, что позволяет Гарри самому более успешно продолжить расследование.

Кадр из фильма «Страх Икс» (2003)
Кадр из фильма «Страх Икс» (2003)

Какова была пред-инстинктная Шэрон Стоун

Так почему же фильм называется «Страх Икс»? - спросит иной читатель, не обнаруживший в ленте вообще ни одной «страшной сцены». Потому что Гарри боится услышать, а преступник опасается произнести: женщина погибла «просто так» и в этом не было никакого смысла.